Сертификационные работы

Рассмотрены случаи, когда образец авиационной техники относится к ВС транспортной категории или к их компонентам и создается организацией-Разработчиком, расположенной в Украине.

       
   
 
 
Рис. 6.2. Взаимодействие АР МАК и ГАСУ при сертификации нового типа ГВС транспортной категории, разработанного в Украине


Соответствие ОАТ и его компонентов требованиям сертификационного базиса устанавливается на основании результатов сертификационных работ: расчетов, моделирования, анализа опыта эксплуатации прототипов или близких по характеристикам ОАТ, сертификационных (лабораторных, стендовых, наземных и летных) испытаний образца. К этим работам следует также отнести экспертные оценки технической документации. Прототип (от древнегреч. протос – первый и типос – отпечаток, оттиск) – в данном тексте означает прообраз [50].

Лабораторные испытания включают статические, повторно-стати-ческие, усталостные, динамические, на эксплуатационную надежность [35]. Стендовые испытания – это испытания натурного ОАТ в условиях, близких к натурным. Наземные и летные испытания подробно рассмотрены в § 8.2 – 8.10.

При этом должно быть учтено, что отступления от требований к летной годности образца, включенных в его сертификационный базис, могут признаваться как АР МАК, так и ГАСУ приемлемыми, если эти отступления компенсируются мерами, которые обеспечивают уровень летной годности, эквивалентный уровню, установленному действующими Нормами летной годности. Это обстоятельство часто называют «эквивалентным соответствием». Примеры подобных компенсационных мер даны в § 7.6.

Сертификационные работы проводятся действующими методами определения соответствия (МОС), которые имеются в нормативных материалах, или методами, которые разработаны организациями и предприятиями, проводящими сертификационные работы. В последнем случае до включения в программы сертификационных работ методы их проведения подлежат одобрению АР МАК и ГАСУ.

Сертификационные работы проводятся под руководством и контролем АР МАК и ГАСУ. Эти же организации принимают окончательные решения о соответствии образца АТ требованиям летной годности и охраны окружающей среды.

Если украинский образец АТ создается по государственному заказу, то АР МАК и ГАСУ должны взаимодействовать с УАП МПП КМУ.

Юридическим лицом, ответственным за проведение сертификационных работ на образце авиационной техники, является его Разработчик. В дальнейшем он называется Заявитель, поскольку указанные работы являются следствием его заявок в АР МАК и ГАСУ с целью получения Сертификатов типа на ОАТ. Он же отвечает за соответствие образца требованиям сертификационного базиса до окончания эксплуатации ОАТ.

Обязательными участниками сертификационных работ являются Сертификационные центры. Сертификационным центром (СЦ) называется организация, выполняющая определенные виды сертификационных работ и имеющая на это полномочия от АР МАК и / или ГАСУ.

Сертификационные центры и организации, принимающие участие в конкретных сертификационных работах, определяются АР МАК и ГАСУ с учетом предложений Заявителя.

Для экспертной оценки выполнения процедур сертификации, результатов сертификационных работ, доказательной и эксплуатационной документации АР МАК и ГАСУ формируют общую группу экспертов [57]. В ее состав включают специалистов АР МАК, ГАСУ, Сертификационных центров, научно-исследовательских, испытательных и других организаций. Основу группы составляют специалисты, имеющие удостоверения «назначенных экспертов-аудиторов», выданные АР МАК или ГАСУ в соответствии с процедурами, установленными АПМАК-183 и АПУ-183. Состав группы может корректироваться АР МАК и ГАСУ для каждого этапа сертификации.

Под доказательной документацией понимается документация, которая содержит результаты установления соответствия ВС и его компонентов требованиям сертификационного базиса, утвержденная соответствующими должностными лицами и отвечающая требованиям, изложенным в АПМАК-21 и АПУ-21. В состав этих документов входят протоколы экспертной оценки технической документации (чертежей, расчетов, инженерного анализа, осмотра и др.), а также результаты лабораторных, стендовых, наземных и летных испытаний, оформленные в виде отчетов и актов, в которых должны быть выводы о соответствии ВС тем или иным требованиям сертификационного базиса.

Каждый образец АТ сертифицируется вместе со своей эксплуатационной документацией (ЭД). Эта документация регламентирует летную и техническую эксплуатацию образца, включая его техническое обслуживание, и содержит эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации. Для самолетов транспортной категории, разрабатываемых в Украине, эксплуатационную документацию следует согласовать с основным Сертификационным центром АР МАК (ГосНИИ ГА в г. Люберцы Московской обл.) и Государственным НИИ авиации при Национальном авиационном университете в г. Киеве. АР МАК и ГАСУ должны одобрить части ЭД, содержащие эксплуатационные ограничения и особые случаи полета.

Опишем комплект эксплуатационной документации для одного типа среднего грузопассажирского самолета [36]. Он включает:

– руководство по летной эксплуатации (РЛЭ), состоящее из двух книг;

– руководство по технической эксплуатации (РТЭ), состоящее из пятнадцати книг;

– регламент технического обслуживания (РТО), состоящий из двух книг;

– эксплуатационную документацию, поставляемую с покупными комплектующими изделиями.

РТЭ включает описания характеристик всех комплектующих изделий, которые принадлежат ВС и его компонентам первого класса и подлежат проверке их исправности при подготовке к полету или осмотру после полета. Даны процедуры этих проверок, подготовок, осмотров. Описана технология подготовки к полету и послеполетных работ для ВС в целом.

РТО содержит четкие указания по периодичности и процедурам так называемых регламентных работ. В первую очередь с определенной периодичностью проводятся осмотры уязвимых мест конструкции, проверки работоспособности приборов и оборудования. Тщательность проверок при налете каждых 25, каждых 100, каждых 1000 часов различна. Если 25-часовые регламентные работы могут проводиться на стоянке, 100-часовые – обязательно в ангаре, то 2000-часовые – на ремонтном заводе. При обнаружении неисправностей проводят ремонт или замены (для приборов и оборудования). Регламентные работы – неотъемлемая часть концепции «безопасной повреждаемости».

Важно, чтобы требования Авиационных правил к образцу АТ единообразно применялись и однозначно толковались всеми участниками сертификационных работ. Если образец АТ разрабатывается в Украине, то окончательное решение по разногласиям в толковании правил сертификации, других Авиационных правил МАК и Украины, а также сертификационных базисов, утвержденных АР МАК и ГАСУ, принимает ГАСУ.

Опыт эксплуатации самолетов типа, рассмотренного в [36], показал, что комплект ЭД содержит необходимый и достаточный минимум сведений и указаний для того, чтобы обеспечить изучение конструкции ВС и его систем, а также грамотную техническую эксплуатацию самолетов данного типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: