Представители ГАСУ

Институт представителей ГАСУ введен для повышения достоверности оценки авиационной техники и ее производства требованиям нормативных документов, сокращения сроков сертификации. Это достигается привлечением к сертификационным работам представителей ГАСУ на стадиях разработки, испытаний, производства и эксплуатации АТ.

Деятельность представителей ГАСУ регламентирует часть 183 Авиационных правил Украины «Порядок привлечения представителей Государственной авиационной службы Украины» [4]. В АПУ-21 есть рекомендация иметь в составах организаций Разработчиков и Изготовителей авиационной техники представителей ГАСУ.

Представители ГАСУ подразделяются на категории:

– назначенные эксперты-аудиторы;

– назначенные инженерные представители;

– назначенные представители по инспектированию производства АТ;

– назначенные представители по инспектированию ремонта АТ.

В каждой перечисленной категории имеются специализации. Специализация представителя – это область инженерных знаний, в пределах которой конкретное лицо наделено полномочиями быть представителем ГАСУ. Перечень специализаций для каждой категории конкретизируют и дополняют АР МАК и ГАСУ.

Экспертов-аудиторов назначают из числа ученых и специалистов научно-исследовательских и других организаций, непосредственно не связанных с созданием сертифицируемого образца АТ. Этих лиц привлекают в группы экспертов, создаваемые для обеспечения сертификационных работ (см. § 7.2).

Эксперт-аудитор проводит экспертизу представленных материалов, оценивает соответствие сертифицируемого объекта требованиям Авиационных правил, других нормативных и методических документов и представляет в ГАСУ свое заключение. Кроме того, подпись эксперта-аудитора под документами, содержащими оценку указанного соответствия, рассматривается ГАСУ как заключение.

Деятельность этих представителей ГАСУ оплачивает за счет организации, заявившей на сертификацию тип ОАТ или его производство.

Инженерные представители являются штатными сотрудниками организации, заявившей на сертификацию тип АТ.

Инженерный представитель участвует в сертификационных работах, подготовке материалов и доказательных документов, оценивает соответствие сертифицируемого объекта требованиям сертификационного базиса.

Если он является летчиком-испытателем, то проводит летные испытания, готовит и одобряет по ним информацию, которая относится к определению указанного соответствия и связана с летной оценкой.

В пределах своих полномочий инженерный представитель одобряет инженерную информацию и информацию по летным испытаниям, направляемую в ГАСУ. Одобрение означает, что информация достоверна и достаточна для подтверждения соответствия требованиям сертификационного

базиса.

Представители согласовывают программы сертификационных работ, а также выводы и заключения составленных по их результатам отчетов. Каждый из указанных лиц согласовывает части этих документов, которые соответствуют его специализации и тематике работ.

Подписью на документах инженерный представитель удостоверяет:

– полноту и объективность содержащейся в них информации;

– содержащуюся в выводах или заключениях оценку соответствия.

Как представитель по инспектированию производства на предприятии, изготавливающем АТ, так и представитель по инспектированию ремонта АТ осуществляют контроль сохранения одобренной ГАСУ Системы качества своего предприятия. Первый удостоверяет, что экземпляр АТ изготовлен согласно утвержденной документации и соответствует типовой конструкции (см. § 7.6). Второй – что ремонт экземпляра АТ проведен согласно утвержденной нормативно-технической ремонтной документации, а отремонтированный экземпляр соответствует требованиям к типовой конструкции. Представители обеих категорий являются штатными сотрудниками своих предприятий.

Представитель по инспектированию производства или ремонта авиационной техники [39]:

– согласовывает изменения, вносимые в технические документы одобренной СК производства или ремонта, если эти изменения не понижают уровень летной годности произведенной или отремонтированной АТ;

– осуществляет плановый и летучий контроль любых элементов действующей СК своего предприятия;

– незамедлительно информирует руководство предприятия и ГАСУ обо всех отклонениях в одобренной СК производства или ремонта, способных понизить уровень летной годности изготовленной или отремонтированной АТ;

– контролирует выполнение согласованных ГАСУ мероприятий, разработанных по результатам сертификации и последующих аудитов производства;

– согласовывает отчеты своего предприятия, направляемые в ГАСУ;

– контролирует выполнение работ по анализу информации об отказах, выявленных в процессе ремонта авиатехники и ее послеремонтной эксплуатации, а также реализацию мероприятий по устранению отказов;

– контролирует выполнение программ испытаний экземпляров АТ;

– контролирует полноту и правильность оформления производственно-контрольной и пономерной документации на выпускаемые экземпляры АТ;

– ставит свою подпись в документе (формуляре, паспорте и т.п.), удостоверяющем пригодность экземпляра АТ к эксплуатации.

Пономерная документация – это документация, предназначенная для оформления государственной регистрации и годности каждого ВС к полетам, учета наработки и технического состояния судна (двигателя, комплектующего изделия), его приема и передачи, действительная только для данного экземпляра AT, зарегистрированного на заводе-изготовителе под определенным номером [39].

Для представителей ГАСУ 2-й, 3-й и 4-й категорий в дальнейшем используется термин «представители». Их назначают из числа постоянно работающих в организациях высококвалифицированных специалистов в области разработки, испытаний, сертификации, производства и ремонта АТ.

Представитель несет персональную ответственность перед ГАСУ за надлежащее выполнение делегированных ему полномочий и объективность информации, содержащейся в одобренных и согласованных им документах. Периодически он отчитывается перед ГАСУ.

Представитель имеет право непосредственно обращаться туда по всем вопросам, которые связаны с выполняемыми им функциями и вызывают у него сомнения, и получать необходимые разъяснения и материалы. Он может принимать участие в проводимых ГАСУ совещаниях по вопросам, относящимся к его специализации.

При выявлении отступлений от требований Авиационных правил и других нормативных и методических документов представитель обязан незамедлительно информировать администрацию своей организации и ГАСУ, чтобы минимизировать потери времени на разработку и выполнение необходимых мероприятий. Причем он должен поступать так и в случае, когда образец АТ уже получил Сертификат типа.

Представитель ГАСУ должен:

– иметь представление о системе и процедурах сертификации AT;

– знать содержание соответствующих его специализации требований АП, нормативных, методических и иных документов;

– быть компетентным в решении технических проблем, связанных с его специализацией;

– иметь достаточный опыт работы в области специализации, в том числе опыт взаимодействия с ГАСУ;

– иметь высшее техническое образование, работать по специальности не менее 10 лет для кандидатов в эксперты-аудиторы и инженерные представители и 5 лет – для представителей по инспектированию производства или ремонта. В отдельных случаях ГАСУ может принять решение об отступлении от указанных требований;

– иметь квалификацию и служебные обязанности, достаточные для самостоятельной оценки соответствия объектов АТ и документации требованиям Авиационных правил, нормативных, методических и иных документов, соответствующих его специализации;

– быть ответственным, объективным, принципиальным;

– иметь склонность к сотрудничеству.

При специализации «летчик-испытатель» требуется:

– занимать должность летчика-испытателя;

– иметь Свидетельство летчика-испытателя 1-го или 2-го класса;

– иметь налет в качестве летчика-испытателя воздушного судна соответствующей категории в течение последних 12 месяцев.

Признание конкретного лица представителем ГАСУ подтверждается:

– решением ГАСУ;

– специальным удостоверением с указанием категории;

– внесением в Реестр представителей, который ведет ГАСУ;

– письмом ГАСУ в организацию, выдвинувшую кандидатуру представителя.

Администрации организации, специалист которой назначен представителем ГАСУ, рекомендуется стимулировать его деятельность увеличением должностного оклада по сравнению со специалистами соответствующего уровня. Он должен быть обеспечен Авиационными правилами, нормативной и методической документацией по вопросам, относящимся к его специализации.

Срок полномочий представителя составляет не более двух лет с дня выдачи удостоверения. Они могут быть продлены на такой же срок по письменному обращению организации или структурного подразделения ГАСУ, поданному за 60 дней до окончания полномочий. Решение об их продлении принимает ГАСУ.

Полномочия представителя не могут быть прекращены администрацией по месту его работы без согласия ГАСУ. Последняя прекращает полномочия представителя, если:

– подана его личная письменная просьба;

– подана аналогичная письменная просьба организации, заявлявшей его кандидатуру;

– он уволился из этой организации или она ликвидирована;

– ГАСУ сочтет, что представитель выполняет возложенные на него функции не на должном уровне;

– ГАСУ более не нуждается в его помощи;

– существуют другие причины, основательные для ГАСУ.

О продлении или прекращении полномочий ГАСУ в письменном виде извещает организацию, которая заявила кандидатуру представителя, а также его персонально.

Если полномочия не возобновлены или прекращены, удостоверение представителя подлежит возврату в ГАСУ. Оно аннулируется с соответствующей отметкой в Реестре представителей.

Категории представителей ГАСУ и специализации для каждой категории такие же, как у АР МАК.

Обратим внимание, что в части 183 Авиационных правил МАК [16] не предусмотрены институты представителей авиационных администраций стран-учредителей Межгосударственного авиационного комитета.

6.5. «Таблица соответствия воздушного судна

требованиям сертификационного базиса»

Очень большую роль в процессе сертификации играет документ, называемый «Таблицей соответствия воздушного судна требованиям сертификационного базиса». Это один из итоговых документов, заполняемый по результатам сертификационных работ. Форма «Таблицы соответствия» приведена на рис. 6.3.

«УТВЕРЖДАЮ» Генеральный (главный) конструктор "___" _______20___г. ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ ------------------------------------------------------------------------------------------(тип воздушного судна или авиадвигателя) требованиям сертификационного базиса
номер пункта сертификационного базиса соответствие подтверждение соответствия доказательные и подтверждающие документы и материалы
       

Рис. 6.3. Форма «Таблицы соответствия ВС требованиям сертификационного базиса»

При заполнении «Таблицы соответствия» необходимо учесть возможность соответствия эквивалентному уровню летной годности или «эквивалентного соответствия» (см. начало § 7.1).

В графе 1 указывают по порядку номера пунктов сертификационного базиса. В графе 2 проставляют:

– знак «+» при подтверждении соответствия;

– знак «экв» при подтверждении эквивалентного соответствия.

В графе 3 приводят краткие мотивировки, доказывающие или подтверждающие выводы графы 2. Сложные мотивирующие тексты могут быть помещены в приложениях к «Таблице соответствия» с ссылками на них в графе 3.

В графе 4 указывают номера доказательных и подтверждающих документов (их разделов, страниц) в соответствии с прилагаемым к «Таблице» перечнем этих документов.

«Таблица соответствия» относится к наиболее значимым доказательным документам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: