Типовая конструкция образца авиационной техники

В частях 21 АП МАК и АПУ довольно часто используется понятие «типовая конструкция». Оно применяется в двух значениях. С одной стороны – это физическая конструкция образца АТ, соответствие которой требованиям сертификационного базиса обеспечено в процессе сертификации образца [1, 4]. По принятой в указанных источниках терминологии, типовая конструкция определяется (утверждается) в результате сертификационных работ.

С другой стороны – это различные виды описаний конструкции образца АТ, у которой обеспечено соответствие требованиям СБ:

– рабочая конструкторская документация, которая состоит из чертежей и спецификаций (включая перечни чертежей и спецификаций), а также «Технических условий на приемку и поставку образца» [1, 4];

эксплуатационная документация образца АТ.

В этот перечень целесообразно также включить «Техническое описание ОАТ», в котором подробно описаны конструкция и характеристики образца АТ и его систем (включая летные характеристики, эксплуатационные ограничения, прочностные и аэродинамические характеристики).

Спецификация ОАТ содержит его краткое техническое описание, принципиальные схемы систем, основные характеристики, а также ожидаемые условия эксплуатации и эксплуатационные ограничения, в диапазоне которых будет сертифицирован образец. Пример эксплуатационных ограничений, соответствующих упомянутому выше среднему грузопассажирскому самолету [36], приведен в приложении 1.

Эксплуатационная документация ОАТ рассмотрена в § 7. 2.

«Технические условия на приемку и поставку образца АТ» – это основной нормативный документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметрах и характеристиках серийно изготавливаемого экземпляра АТ, которые подлежат контролю и оценке при приемке экземпляра в качестве готовой продукции и установлении его соответствия Сертификату типа.

Необходимо обратить внимание на то, что все четыре вида описания конструкции на каждом этапе сертификации должны соответствовать друг другу и физической конструкции. Изменения в чертежах ОАТ должны повлечь соответствующие изменения в конструкции и во всех других видах ее описаний. Выполнить это требование без помощи ЭВМ очень сложно.

У РКД и ЭД различают контрольные и текущие комплекты. Контрольные комплекты определяют типовую конструкцию образца, который получил Сертификат типа от ГАСУ (или таковые от ГАСУ и АР МАК). В них изменения не вносятся, они сберегаются у Заявителя (Держателя Сертификата типа) или передаются на сбережение Изготовителю. Упоминание ГАСУ означает, что рассматриваются случаи, когда ОАТ создаются в Украине.

Ответственность за сохранность контрольных комплектов несут Независимые инспекции в указанных организациях.

Слово «типовая» показывает, что речь идет о типе АТ. Однако конструкция и ее описания меняются в процессе проектирования и доводки до требований сертификационного базиса. Поэтому целесообразно различать исходную, i-й вариант доводимой и окончательную типовые конструкции. Первая получена после проектирования. Вторая – ее i-й вариант, полученный в результате изменений в процессе испытаний. Третья конструкция полностью соответствует требованиям сертификационного базиса.

Для исходной и доводимойконструкции также необходимо иметь комплекты РКД и ЭД. Эти комплекты носят наименование текущих, в них вносятся изменения при внесении таковых в испытываемую конструкцию. Текущие комплекты также нужно вести при внесении в окончательную типовую конструкцию модификаций (подробнее – в разд. 11). Контроль за хранением и внесением изменений в текущие комплекты также осуществляют Независимые инспекции.

Указанные варианты термина «типовая конструкция» введены автором пособия. Обычно в процессе сертификационных испытаний конструкция меняется, иногда весьма существенно, и использование для нее единого термина затрудняет четкое и доходчивое изложение материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: