Цель данного этапа:
— сравнение целей переговоров с их результатами;
— определение мер и действий, вытекающих из результатов переговоров;
— деловые, личные и организационные выводы для будущих переговоров.
Направления анализ итогов деловых переговоров:
1) анализ сразу по завершении переговоров. Такой анализ помигает оценить ход и результаты переговоров, обменяться впечатлениями и определить первоочередные мероприятия, связанные с итогами переговоров (назначить исполнителей и определить сроки выполнения достигнутого соглашения);
2) анализ на высшем уровне руководства организацией — цели:
— обсуждение отчета о результатах переговоров и выяснение отклонения от ранее установленных директив;
— оценка информации об уже принятых мерах и ответственности;
— определение обоснованности предложений, связанных с продолжением переговоров;
— получение дополнительной информации о партнере по переговорам;
3) индивидуальный анализ деловых переговоров — это критический самоанализ в смысле контроля и извлечения уроков из переговоров.
|
|
В процессе индивидуального анализа можно получить ответы на следующие вопросы:
— правильно ли были определены интересы и мотивы партнера по переговорам?;
— соответствовала ли подготовка к переговорам реальным условиям, сложившейся ситуации и требованиям?;
— насколько правильно определены аргументы или предложения о компромиссе?;
— как повысить действенность аргументации в содержательном и методическом плане?;
— что определило результат переговоров?;
— как исключить в будущем негативные нюансы в процедуре проведения переговоров?;
— кто и что должен делать, чтобы повысить эффективность переговоров?
Условия эффективности переговоров:
1) обе стороны должны иметь интерес к предмету переговоров;
2) они должны иметь достаточные полномочия в принятии окончательных решений (право на ведение переговоров);
3) партнеры должны иметь достаточную компетентность, необходимые знания в отношении предмета переговоров;
4) уметь максимально полно учитывать субъективные и объективные интересы другой стороны и идти на компромиссы;
5) партнеры по переговорам должны в определенной мере доверять друг другу.
Правила ведения эффективных переговоров:
1) стороны должны убедиться, что они что-то выиграли в результате переговоров;
2) самое главное на переговорах — это партнер, на него надо ориентировать весь ход переговоров;
3) переговоры — это сотрудничество (наличие общего «знаменателя» для различных интересов сторон);
4) попытка склонить партнера к компромиссу;
5) переговоры — это диалогом, важно уметь задать правильно вопрос и выслушать партнера;
6) позитивный результат переговоров рассматривается как естественное завершение, и здесь важно подробно остановиться на содержании договора между партнерами;
7) переговоры считаются завершенными, если их результаты подверглись тщательному анализу, на основе которого сделаны соответствующие выводы.