Выясняют у больной не испытывает ли она болевых или других ощущений в области лица, пальпируют точки выхода ветвей тройничного нерва, определяют не являются ли они болезненными. Исследуют в симметричных точках лица, в зоне иннервации всех трех ветвей болевую чувствительность, а также в зонах Зельдера с помощью иглы.
Для исследования двигательной функции исследующий накладывает ладони на височные и жевательные мышцы последовательно и просит больную несколько раз стиснуть и разжать зубы, отмечая степень напряжения мышц с обеих сторон и ее равномерность. Исследуют конъюнктивальный, корнеальный рефлексы, а также нижнечелюстной рефлекс.
Заключение: болевая чувствительность повышена на коже лица в точке выхода I ветви. При постукивании молоточком по подбородку при слегка приоткрытом рте происходит смыкание челюстей в результате сокращения жевательных мышц. Корнеальный и конъюнктивальный рефлексы вызываются.
VI пара - отводящий нерв (n. abducens)
Выясняют у больной нет ли двоения в глазах, косоглазия, ограничения движения глазных яблок.
Заключение: двоение предметов перед глазами отрицает, косоглазие и ограничение движения глазных яблок не определяется.
VII пара – лицевой нерв (n. facialis)
Начинают исследование с осмотра области лица. Больной предлагают для исследования мимических мышц поднять брови, нахмурить их, зажмурить глаза (симптом «ресниц»). Обращают внимание на выраженность носогубных складок и положения углов рта. Просят показать зубы, надуть щеки. Исследуют вкус на передние 2/3 языка на сладкое и кислое
Заключение: больная не может наморщить лоб, при зажмуривании глаз отмечается симптом «ресниц» (ресницы не тонут в кожных складках, остаются торчащими). Носогубные складки выражены слабо, отмечается симптом «паруса». Вибрация век снижена слева. При исследовании круговой мышцы рта полоска бумаги удерживается плохо слева.
VIII пара – предверно-улитковый нерв (n. vestibulocochlearis)
Путем опроса выясняют нет ли у больной снижения слуха или повышения восприятия звуков, звона, шума в ушах, слуховых галлюцинаций. Определяют остроту слуха для каждого уха в отдельности. Для этого больная закрывает пальцем слуховой проход, поворачивается к проводящему исследование и повторяет за ним слова произносимые шепотом. Обследующий должен находиться на расстоянии 6 метров.
Заключение: Шум в ухе, слуховые галлюцинации, снижение слуха отрицает. Больная отмечает головокружение, нистагма – нет.