Для оснащения магазинов используют:
- мебель для торговых предприятий;
- торговый инвентарь;
- торговое холодильное оборудование;
- торговое измерительное оборудование;
- контрольно-кассовое оборудование.
Мебель для торговых предприятий классифицируют по месту применения, назначению, товарному профилю и конструкции. По месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений и мелкорозничных предприятий.
По назначению торговая мебель подразделяется на следующие виды:
- для приемки товаров по качеству (столы для бракеража);
- подготовки товаров к продаже (столы для фасовки товаров);
- показа товаров (витрины);
- выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала);
- транспортировки и продажи товаров (тара-оборудование);
- расчетов с покупателями (кассовые кабины);
- для обслуживания покупателей (примерочные кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, корзины и тележки для отборки товаров).
По товарному профилю различают универсальную и специализированную торговую мебель. По конструкции торговую мебель изготовляют неразборную и сборно-разборную. Магазины оснащаются преимущественно сборно-разборной торговой мебелью.
Мебель для торговых предприятий делится на следующие основные типы:
- пристенные и островные горки;
- секции замкнутых зон внутри торгового зала;
- прочие товароносители;
- прилавки;
- немеханические кассовые кабины для магазинов самообслуживания;
- механические кассовые кабины для магазинов самообслуживания;
- корзины для покупок;
- тележки для покупок;
- вешала для одежды.
Важным дополнением торгово-технологического оборудования магазинов является торговый инвентарь, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций.
По месту использования различают инвентарь для складских и подсобных помещений, инвентарь торговых залов продовольственных магазинов и инвентарь для торговых залов магазинов, торгующих непродовольственными товарами, а также инвентарь общего пользования.
В зависимости от назначения торговый инвентарь делится на следующие основные группы: для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовки товаров к продаже и отпуска их покупателям, выкладки и рекламы товаров, отбора товаров покупателями. Наряду с перечисленным,магазины должны оснащаться счетным, вспомогательным, санитарно-гигиеническим и противопожарным инвентарем.
Торговое холодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли.
Торговое холодильное оборудование по назначению делят наследующие основные группы:
- для хранения товаров (холодильные камеры, шкафы, закрытые прилавки);
- для показа и продажи товаров (открытые прилавки, витрины, прилавки-витрины, лари);
- демонстрационное оборудование (демонстрационные витрины, шкафы-витрины).
По температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости, холодильное оборудование принято подразделять на низкотемпературное (для замороженных продуктов) и обычное (для охлажденных продуктов). В низкотемпературном оборудовании товары хранят при температуре -18°С и ниже. Охлажденные продукты хранят при температуре 0-2°С.
Для торгового холодильного оборудования приняты условные буквенные обозначения: К — камера; Ш — шкаф; П — прилавок; ПВ — прилавок-витрина; В — витрина; X — холодильный (ая); С — среднетемпературный (ая); Н — низкотемпературный (ая); Ю — в южном исполнении. Цифры после букв указывают полезный охлаждаемый объем в кубических метрах.
Для осуществления операций, связанных с приемкой товаров, подготовкой их к продаже и отпуском, применяется торговое измерительное оборудование: весы, гири, меры длины и объема.
Основными признаками классификации весов служат:
- принцип действия;
- место и способ установки;
- вид указательного устройства;
- вид отсчета показаний взвешивания;
- способ снятия показаний.
В зависимости от принципа действия различают рычажные и электромеханические весы.
По месту и способу установки весы делят на настольные, передвижные и стационарные.
По виду указательного устройства весы подразделяют на гирные, шкальные, шкально-гирные, циферблатные и цифровые электронные.
По виду отсчета показаний взвешивания весы бывают с визуальным отсчетом и с документальной регистрацией.
По способу снятия показаний различают весы с местным и дистанционным способами снятия показаний.
К весам предъявляются метрологические и эксплуатационные требования. Важнейшими метрологическими требованиями являются: точность взвешивания, чувствительность, постоянство показаний и устойчивость.
Для измерения массы товаров на весах применяют гири общего назначения и условные. Торговые гири выпускаются массой 5, 10, 20, 50,100, 200, 500 г и 1, 2, 5, 10 кг. Их форма, основные размеры и допустимые отклонения от номинальной массы установлены стандартом.
К мерам длины и объема относятся деревянные или металлические метры, мерные кружки, мензурки.
Торговое измерительное оборудование должно своевременно подвергаться поверке и клеймению. Меры длины и объема (кроме стеклянных мер объема) поверяются не реже одного раза в два года, весоизмерительные приборы и гири — не реже одного раза в год. Стеклянные меры объема клеймятся при выпуске их из производства. При поверке проводят технический осмотр и контрольные испытания измерительного оборудования, чтобы установить пригодность его к эксплуатации. Порядок поверки весов каждого типа определен соответствующим стандартом. Весы, отвечающие всем, требованиям поверки, клеймят. Клеймо ставится на коромысле, съемных чашках, передвижной гире или на пломбе (на циферблатных весах)- Клеймение гирь заключается в нанесении поверительного клейма на алюминиевую пробку, при помощи которой запрессовывается отверстие тарировочной полости гирь после их поверки.
Поверку и клеймение измерительного оборудования осуществляют непосредственно в лабораториях государственного надзора за измерительной техникой и стандартами Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии, куда его доставляют торговые организации и предприятия. Громоздкие стационарные весы клеймят на месте.
Не прошедшие поверку или с просроченным клеймом весы и гири нельзя хранить в магазине.
Расчеты с покупателями могут осуществляться путем приема денег непосредственно продавцом, кассиром или контроллером-кассиром и одновременного" учета поступившей суммы с помощью кассовой машины.
В торговле используют контрольно-кассовые машины, подразделяющиеся на следующие типы:
- автономные контрольно-кассовые машины;
- пассивные системные контрольно-кассовые машины;
- активные системные контрольно-кассовые машины;
- фискальные регистраторы.
В автономных контрольно-кассовых машинах расширение функциональных возможностей может достигаться только за счет подключения дополнительных устройств ввода-вывода, управляемых контрольно-кассовой машиной по размещенным в ней программам. К этому же типу относятся и портативные контролъно-кассовые машины, имеющие возможность работать без постоянного подключения к электросети. Пассивная системная контрольно-кассовая машина имеет возможность работать в компьютерно-кассовой системе, но она не имеет возможности управлять работой этой системы. Она же может использоваться и как автономная контрольно-кассовая машина.
Активная системная контрольно-кассовая машина имеет возможность работать в компьютерно-кассовой системе, управляя при этом работой системы.
Фискальный регистратор представляет собой контрольно-кассовую машину, способную работать только в составе компьютерно-кассовой системы, получая данные через канал связи.
К эксплуатации допускаются только модели контрольно-кассовых машин, которые включены в Госреестр Российской Федерации.
Выбор типов оборудования и комплектование его набора должны основываться на следующих основных принципах:
- соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина;
- оснащение магазинов торговым оборудованием должно осуществляться с учетом используемых методов продажи товаров;
- оборудование должно обеспечивать эффективное использование торговой площади магазина.