Тема: Устройство и планировка магазинов
Виды зданий магазинов:
1. Встроенные (в первых этажах и подвалов жилых домов и учреждений);
2. Встроено-пристроенные;
3. Кооперативного пользования, где подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй предприятие бытового обслуживания;
4. Отдельно стоящие.
Рабочее место в магазине - это зона работы одного или группы людей, ограниченная определённой площадью и оснащённая оборудованием, связанным с обслуживанием покупателей (рабочее место продавца, кассира-контролёра, продавца консультанта и да.).
Технологическая планировка магазина – это совокупность всех помещений магазина в определённой взаимосвязи, позволяющую обеспечивать рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.
Требования:
1. Торговые залы д.б. связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже.
2. Кладовые и помещения для подготовки товаров не д.б. проходными.
3. Приёмочные д.б. расположены вблизи помещений для хранения.
|
|
4. Помещения для приёма, хранения, подготовки товаров должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торг. зал.
5. Планировка должна обеспечивать: покупателям беспрепятственный выбор товара в минимально короткий срок; работникам – необходимые условия для работы.
6. Планировка должна обеспечить простоту совершения покупок, максимальную видимость выложенных товаров, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние до них.
Здания магазинов строятся вблизи жилых домов. По внешнему виду они отличаются от других зданий. Имеют оконные витрины. Вход и выход в фасадной части здания, оборудованы тамбурами.
Магазины имеют помещения:
- торговые
- помещения для приемки товара
- помещение для хранения и подготовки товаров к продаже
- технические помещения
К торговым помещениям относят торговые залы помещения для оказания дополнительных услуг. К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят: приемочные, кладовые для хранения, охлажденные камеры, фасовочные.
Во вспомогательных помещениях хранят тару, помещения для хранения инвентаря, моечные.
Все помещения магазина должны быть расположены с учетом взаимосвязи между собой. Торговый зал занимает большую часть в общей площади магазина. В нем размещаются рабочие и выставочные запасы товаров, расчет за приобретенные товары.
Интерьером называют внутреннее оформление помещений магазина. Стены окрашивают в светлые тона. Полы должны быть прочными, должен быть нормальный воздухообмен в торговом зале (температура не ниже 12 – 15 градусов).
|
|
Торговый зал делят на зоны и площади:
- установочная
- проходы для покупателей
- рабочее место для продавцов
- площадь расчетного узла
Мебель -
Каждый тип оборудования состоит из комплекта пристенных, островных и привитринных горок, прилавков, прилавков – витрин, вешал, кассовых и примерочных кабин.
Пристенные и островные горки устроены так, что могут устанавливаться отдельными секциями или сплошным фронтом, предназначены для выкладки и продажи продовольственных и непродовольственных товаров.
Прилавки используют для отпуска различных товаров, для упаковки товаров.
Прилавки – витрины применяются для выкладки и продажи товаров они могут иметь застекленную верхнюю часть.
Кассовые кабины являются рабочим местом контролера – кассира, используются в магазинах самообслуживания.
Для перевозки товаров и продажи применяют тару – оборудование, к нему относятся:
- переносные и передвижные контейнеры,
- шкафы контейнеры и др.
Контейнеры загружают товарами и устанавливают в нижней части горок. Вспомогательные помещения оснащают оборудованием для хранения товаров (стеллажи, подтоварники, поддоны, лари для сыпучих товаров).
Тема: Торговый инвентарь – это приспособления, инструменты и приборы, применяемые в торговом процессе. Его делят на несколько групп:
1. Инвентарь для вскрытия тары и упаковки (при помощи которого производиться вскрытие тары: гвоздодер, ножницы для выдергивания гвоздей, хоз. топоры, молотки, клещи, съёмники для обручей, бондарная сбойка, нож для вспарывания мешков);
2. Инвентарь для проверки размеров и качества товаров (пробоотборники для взятия проб товаров (овоскопы, виноскопы), при помощи которых определяется качество яиц и вина, щитки для проверки электроприборов и лампочек и т.д.);
3. Для подготовки товаров к продаже (ножи: для разделки мяса, рыбы, гастрономические для резки колбасы, сыра, масла; утюги, гладильные доски, щётки одежные, обувные и др.).
4. Для выкладки и рекламы товаров (лотки для полуфабрикатов, подставки, корзины для показа товаров, дегустационные столы);
5. Для отборки товаров покупателями (корзины, тележки, щипцы, совочки и т.д.);
6. Счетный инвентарь (микрокалькуляторы, счеты конторские, наколки для чеков);
7. Вспомогательный инвентарь (для упаковки товаров): приспособления для упаковки обоев, резки шпагата, склеивающей лентой с держателем;
8. Санитарно – гигиенический инвентарь – это приспособления для уборки помещений;
9. Противопожарный инвентарь – используют для тушения пожаров – огнетушители, бочки с водой, ящики с песком, противопожарные щиты с набором различных инструментов (топоры, лопаты, багры).