Чистая монополия, а тем более совершенная конкуренция, как показывает практика, является исключением скорее, а не реальными структурами в современной рыночной системе хозяйствования. Монополистическая конкуренция - наиболее часто встречающаяся рыночная структура.
Монополистическая конкуренция – такая рыночная ситуация, при которой относительно большое число (несколько десятков) небольших фирм предлагают товары, являющиеся близкими заменителями.
Основные черты:
· каждая фирма обладает небольшой долей рынка (превышают 1%. В типичном случае от 1% до 10%);
· ограниченный контроль над рыночной ценой;
· невозможность тайного сговора, с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен;
· свобода входа и выхода из отрасли;
· дифференциации продукта, т.е. производство разновидностей данного товара.
Дифференциация может принимать следующие формы: качество продукта, надежность поставок, качество обслуживания, предоставление скидок, реклама, упаковка, торговые знаки, условия послепродажного обслуживания.
Таким образом, на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не столько через цены, сколько через дифференциацию продукта. Эта черта называется неценовой конкуренцией, являющейся главной для данной структуры рынка.
Каждый конкурент в условиях монополистической конкуренции имеет дело с нисходящей f-ей спроса: для увеличения объема продаж необходимо снижать цену на товар. Поэтому оптимальное соотношение «цена-количество» определяется таким же образом, как и в условиях чистой монополии.
В долгосрочном периоде вхождение фирмы в отрасль будет продолжаться до тех пор,
В долгосрочном периоде рынок монополистической конкуренции в большей степени будет соответствовать рынку совершенной конкуренции, отличаясь лишь кривой спроса (в условиях совершенной конкуренции спрос абсолютно эластичен). В ход в отрасль и выход из нее будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль не станет равной нулю. Оптимальное решение фирмы будет иметь координаты (Qs, Ps) и нулевую экономическую прибыль, т.к. Ps=АТС.
|
MC ATC LATC
|
Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
[1] Выведем выше приведенные формулы.
Произведя 1 доп.единицу и продавая ее по цене Р, мы получаем доход = 1∙Р= Р. Но кривая спроса имеет отрицательный наклон, поэтому производство и продажа доп. единицы приводит к снижению в цене ∆P/∆Q, который уменьшает доход. Таким образом, изменение дохода = Q∙.
[2] В США законы и поправки к ним называются по именам предложивших их сенаторов.