Школа будущего. Какой она будет?
Новое время требует новых идей, и людей, способных принять эти идеи и воплотить их в жизнь. Какой быть школе будущего?
Единственный критерий проверки любой теории и школы- это ее эффективность на практике. Еще великий русский ученый XX века Иван Ефремов в своих произведениях высказал главное требование к школе: «По окончании школы ее ученик должен быть в курсе всех новейших научных достижений и изысканий человеческой мысли и быть готовым к самостоятельной жизни». Самой великой наукой будущего Ефремов считал историю, так она позволяет не повторять человечеству совершенных ошибок. «Народ, не знающий своей правдивой истории, не имеет будущего», - сказал один философ прошлого. Древо без корней не живет. Поэтому в школе будущего обязательно будут изучать историю человечества, и каждый ученик должен будет знать историю своего рода.
Итак, что нужно сделать, чтобы учеба в школе была интересной и увлекательной? Как нужно устроить учебу в школе, чтобы дети узнавали на занятиях о самых новых направлениях мысли человека в науке и искусстве? По мнению Ефремова, самые новые гипотезы и открытия обязательно должны изучаться в школе будущего, так как за время учебы детей эти новейшие теории и знания будут, скорее всего, подтверждены жизнью и приняты к общественному использованию.
|
|
Сейчас в России и в мире разрабатывается много вариантов школ будущего. Один из них - «школа парк», или «школа-студия». Возможно, именно такой вариант образования мы и будем иметь в будущей России. " Школа-парк "- это набор, или парк, открытых разновозрастных студий. Под студией же понимается свободное объединение учеников вокруг учителя-мастера для совместного обучения.
В отличие от общепринятой системы школ и колледжей в школе-студии нет общего стандарта образования. Цель школы-студии выучить и сформировать гармоничного образованного свободного человека. В школе не существует обязательных предметов, а обучение состоит из посещения учеником добровольно выбранных студий:
² Физико-математическая студия;
² Химико-биологическая студия;
² Студия обществознания и политологии;
² Студия литературы и искусства;
² Студия информационных технологий;
² Студия лингвистики (русского и иностранных языков)
занятия в этих студиях бывают трех видов:
1. Открытые занятия для всех желающих, когда в студию могут прийти даже взрослые и ребята с улицы.
2. Занятия для учеников школы-студии, когда посторонние люди не допускаются
3. Закрытые занятия для своих участников студии, когда отрабатывается, мастерство и ученики студии создают свои произведения искусства и проекты.
|
|
Кроме того, еще в школе существует студия спорта, которая работает со всеми учениками по разным секциям в удобное для них время.
Идеи такой школы разработаны русскими учителями Милославом Александровичем Балабаном и академиком Михаилом Петровичем Щетининым.
Примером такой школы можно рассматривать Лесную гимназию, созданную академиком Щетининым в Краснодарском крае.
В школе вместо системы уроков и факультативов существуют учебные объединения «Синегорье», «Белогорье» и другие… Участники объединений имеют разный возраст. Рядом могут сидеть ученик 15 лет и ученица 8 лет. Ум ребенка универсален и легко воспринимает знания, если они даются в увлекательной форме мастером своего дела. Все занятия в школе строятся на принципе добровольности и ответственности. Ученики историка – культурного объединения потом самостоятельно учат своих товарищей из физико-математической студии. Таким образом, знания передаются от мастеров-учителей ученикам в объединении, а те передают знания своим товарищам по Лесной гимназии. В результате осуществляется индивидуальный подход в обучении, и каждый ученик знает, для чего учится. Он учится, чтобы эти знания тут же применить в жизни, и для того, чтобы можно было передать эти знания товарищам. По окончании Лесной гимназии ученики выходят полностью готовыми к самостоятельной жизни и более того, они сами могут сами работать учителями. Многие из учеников успевают получить еще и высшее образование, так как в Лесной гимназии ведется преподавание от двух университетов