Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российскиее монополисты по большей части не могут быть демонополизиропаны путем разукрупнения.
Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комлекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.
Центр тяжести государственной регулирующей деятельности в России в первые годы реформ был сосредоточен на регулировании монополистических цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий. Часть из этих цен определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или республик.