Антимонопольная политика

Монополия, как мы убедились, сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствии для экономики страны.

Нерациональное распределение ресурсов происходит, ко­гда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно огра­ничивают производство, поднимают цены (или сбивают их, в слу­чае монопсонии), навязывая обществу определённые виды, техни­ческий уровень, качество и условия продаж своей продукции. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффектив­ности экономики, действующий в условиях конкуренции. К примеру, в длительном застое сельского хозяйства России в 1990-х го­дах доля вины топливно-энергетических, машиностроительных, химических, банковских и других своекорыстных монополистов весьма значительна.

Усиление неравенства в доходах в обществе. Оно также связано с монопольным завышением (зани­жением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относи­тельное уменьшение доходов остальной части населения.

Возьмём для примера российский Сбербанк - почти монополиста в хранении вкладов населения (свыше 73 % всех частных депозитов в стране на 1 марта 2000 года). Достаточно взглянуть на дорогие конторские здания это­го учреждения, сравнить зарплаты его работников и, скажем, учителей, вра­чей, чтобы убедиться в получении им монопольных сверхприбылей. Через заниженный депозитный и завышенный кредитный проценты (своеобразные "ножницы цен") банк перераспределяет доходы общества в свою пользу.

Экономический застой и торможение HТР возможен потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к рационализации производства, к поиску резервов роста его эффективности, к улучшению качества продукции, расширению её ассортимента, развитию НТП и к про­явлению заботы об интересах клиентов.

Опасность для демократии как в экономике, так и в политике. В ча­стности, в экономике монополисты (олигархи) могут подавлять сво­бодную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный биз­нес, могут навязывать обществу свои дискриминационные условия: заниженную (по сравнению с возможностями) оплату труда своих ра­ботников, плохое качество товаров, завышенные цены своих продаж (или заниженные цены покупок), принудительные "довески" к своей продукции (вроде программы для выхода в Интернет, "пристёгнутой" "Майкрософтом" к операционной системе "Windows") и пр.

Рынок отвечает на это выпуском дешёвой, часто неполноценной "пират­ской" продукции, страдают потребители. "Как бороться с "пиратством" -притворно вопрошают иные монополисты, будто не зная, что "секрет" успе­ха "пиратской" продукции - её дешевизна. Да прежде всего умерьте свои ап­петиты, откажитесь от грабительских прибылей, снизьте заоблачные цены, сделав свою продукцию доступной для широких кругов потребителей. И то­гда вы своим мощным производством экономически задушите "пиратов", а на возросших объёмах продаж возьмёте достойную массу прибыли.

Заметна и антидемократическая роль олигархов в политике. Ску­пая средства массовой информации, финансируя политические пар­тии и предвыборные кампании, они манипулируют сознанием лю­дей, проводят в парламенты и правительства своих ставленников, добиваются с помощью лоббизма1 принятия нужных решений, по­лучая выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии2, другие привилегии и ущемляя интересы и права остальных граждан.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА -по­литика государства, направленная на ог­раничение, регулирование монополий, слияний, поглощений, картелей, ценово­го диктата, противоконкурентных дей­ствий.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬ­СТВО, антитрестовское — законы и дру­гие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направлен­ные на ограничение и запрещение моно­полий, препятствукйцие созданию моно­польных структур и объединений, моно­полистических действий. Для организа­ции антимонопольной деятельности со­здаются антимонопольные комитеты. Современная антимонопольная политика прежде всего направ­лена (а) на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и (б) на недопущение или огра­ничение искусственной монополии.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежа­щих обязательному обслуживанию).

У первого метода регулирования есть недостатки - устанавливаемый государством уровень цен никак не связан со средними издержками, т.е. он может волей государства закрепить и получение экономических прибылей, и несение yбытков. Наличиe у естественного монополиста, постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей. Но еще oпacней, пожалуй, закрепление убытков. Покрывать их в долгосрочном acпектe естественный монополист может только зa счет государственных субсидий, иначе он просто разорится. А это открывает широкую дорогу расточительности. Коль скоро на прибыль так или иначе нет надежд, а государство все равно покроет убытки, монополист может получить выгоду лишь за счет растранжиривания государственных средств. Высочайшие оклады менеджерам, раздутые штаты, огромные представительские расходы - все эти скрытые формы обогащения за счет казны.

Второй подход к ценовому регулированию тоже не идеален. В чистом виде он вызывает товарные дефициты и требу­ет поэтому дополнительных принудительных мер по отношению к монополистам. Наиболее распространенной из этих мер в современ­ной России является составление списков потребителей, прекра­щать снабжение которых монополист не имеет права (например, военных).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: