Монополия, как мы убедились, сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствии для экономики страны.
Нерациональное распределение ресурсов происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены (или сбивают их, в случае монопсонии), навязывая обществу определённые виды, технический уровень, качество и условия продаж своей продукции. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции. К примеру, в длительном застое сельского хозяйства России в 1990-х годах доля вины топливно-энергетических, машиностроительных, химических, банковских и других своекорыстных монополистов весьма значительна.
Усиление неравенства в доходах в обществе. Оно также связано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения.
Возьмём для примера российский Сбербанк - почти монополиста в хранении вкладов населения (свыше 73 % всех частных депозитов в стране на 1 марта 2000 года). Достаточно взглянуть на дорогие конторские здания этого учреждения, сравнить зарплаты его работников и, скажем, учителей, врачей, чтобы убедиться в получении им монопольных сверхприбылей. Через заниженный депозитный и завышенный кредитный проценты (своеобразные "ножницы цен") банк перераспределяет доходы общества в свою пользу.
|
|
Экономический застой и торможение HТР возможен потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к рационализации производства, к поиску резервов роста его эффективности, к улучшению качества продукции, расширению её ассортимента, развитию НТП и к проявлению заботы об интересах клиентов.
Опасность для демократии как в экономике, так и в политике. В частности, в экономике монополисты (олигархи) могут подавлять свободную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязывать обществу свои дискриминационные условия: заниженную (по сравнению с возможностями) оплату труда своих работников, плохое качество товаров, завышенные цены своих продаж (или заниженные цены покупок), принудительные "довески" к своей продукции (вроде программы для выхода в Интернет, "пристёгнутой" "Майкрософтом" к операционной системе "Windows") и пр.
Рынок отвечает на это выпуском дешёвой, часто неполноценной "пиратской" продукции, страдают потребители. "Как бороться с "пиратством" -притворно вопрошают иные монополисты, будто не зная, что "секрет" успеха "пиратской" продукции - её дешевизна. Да прежде всего умерьте свои аппетиты, откажитесь от грабительских прибылей, снизьте заоблачные цены, сделав свою продукцию доступной для широких кругов потребителей. И тогда вы своим мощным производством экономически задушите "пиратов", а на возросших объёмах продаж возьмёте достойную массу прибыли.
|
|
Заметна и антидемократическая роль олигархов в политике. Скупая средства массовой информации, финансируя политические партии и предвыборные кампании, они манипулируют сознанием людей, проводят в парламенты и правительства своих ставленников, добиваются с помощью лоббизма1 принятия нужных решений, получая выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии2, другие привилегии и ущемляя интересы и права остальных граждан.
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА -политика государства, направленная на ограничение, регулирование монополий, слияний, поглощений, картелей, ценового диктата, противоконкурентных действий.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, антитрестовское — законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствукйцие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные комитеты. Современная антимонопольная политика прежде всего направлена (а) на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и (б) на недопущение или ограничение искусственной монополии.
Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).
У первого метода регулирования есть недостатки - устанавливаемый государством уровень цен никак не связан со средними издержками, т.е. он может волей государства закрепить и получение экономических прибылей, и несение yбытков. Наличиe у естественного монополиста, постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей. Но еще oпacней, пожалуй, закрепление убытков. Покрывать их в долгосрочном acпектe естественный монополист может только зa счет государственных субсидий, иначе он просто разорится. А это открывает широкую дорогу расточительности. Коль скоро на прибыль так или иначе нет надежд, а государство все равно покроет убытки, монополист может получить выгоду лишь за счет растранжиривания государственных средств. Высочайшие оклады менеджерам, раздутые штаты, огромные представительские расходы - все эти скрытые формы обогащения за счет казны.
Второй подход к ценовому регулированию тоже не идеален. В чистом виде он вызывает товарные дефициты и требует поэтому дополнительных принудительных мер по отношению к монополистам. Наиболее распространенной из этих мер в современной России является составление списков потребителей, прекращать снабжение которых монополист не имеет права (например, военных).