1. Рынки несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Монопольная власть.
2. Условия максимизации прибыли фирмой- монополистом, -олигополистом, -монополистическим конкурентом. Ценовая дискриминация.
3. Антимонопольная политика
1.Рынки несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Монопольная власть.
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.
Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.
|
|
Предпосылками несовершенной конкуренции являются: 1) значительная доля рынка у отдельных производителей;2) наличие барьеров проникновения в отрасль; 3) неоднородность продуктов; 4) несовершенство (неадекватность) рыночной информации.
Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории.
Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой, спроса (D) на продукцию фирмы.
Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует. Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.
Типичными последствиями установления несовершенной конкуренции являются: 1) недопроизводство товаров; 2) завышение цен; 3) тенденция к получению экономической прибыли.
Признаки рыночной структуры | Типы рыночной структуры | ||||
Совершенная конкуренция | Монополия | Монопсония | Монополистическая конкуренция | Олигополия | |
Количество продавцов | множество | один | много | много | Мало |
Рыночная доля фирмы | незначительная | большая | любая | Небольшая | значительная |
Степень замещения продукта | Абсолютная (стандартизирован-ный товар) | Отсутствие заменителей (уникальный товар) | Абсолютная (стандартизированный товар) | Высокая, но не абсолютная (диффе-ренцированный товар) | Разная (стандартизир и дифференцированный товар) |
Доступность рыночной информации | полная | полная | Покупатель полностью информирован | Может быть и полная и неполная | Может быть и полная и неполная |
Условия входа в отрасль и выхода из нее | свободный | Вход полностью блокирован | Возможны технологи-ческие и институци-ональный препятствия | Отсутствие барьеров входа | Наличие технологи-ческих и экономи-ческих препятствий |
Степень рыноч-ной власти у продавцов (коэф. Лернера) | 1.0 | 1.0 у покупателя | 0.35 – 0.5 | 0.6 – 0.8 | |
Характер взаимодействия продавцов | Отсутствие стратегического поведения | Отсутствие стратегического поведения | Отсутствие стратегического поведения | Отсутствие стратегического поведения | Наличие стратегического поведения |
Цена равновесия | P=MC=LRACmin | P= P (1+1/Ed) | договорная | P = LRAC | Зависит от типа взаимодействия фирм |
Эффективность | высокая P=MC=LRACmin | Неэффективность распределения и ис-пользованания ре-сурсов МС < P > LRACmin | Зависит от степени конкуренции между продавцами и инфор-мированности покупа-теля об издержках | Потери эффективности из-за неполной загрузки производственных мощностей | Потери эффективности из-за неполной загрузки производственных мощностей |
Тип конкуренции | совершенная | отсутствует | отсутствует | Несовершенная, ценовая и неценовая за объем продаж | Несовершенная, цено-вая и неценовая за объем продаж |
Типичная отрасль | Сельское хозяйство | Энергетика, коммун-хоз, трубопроводный транспорт | Производства оборонного назначения | Легкая промышленность, розничная торговля | Автомобильная, электротехническая, сталелитейная |
Способ регулирования рынка | Совершенствование рыночных структур | Установл. цен, огр. уровня прибыли, опред. набора услуг | Законодательные меры | Налогообложение продукции и сверхприбыли | Налогообл. продук и прибыли, законода-тельные меры |
Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. «моно»—один, «полио»—продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.
|
|
Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
Рынок, абсолютной (чистой) монополии — тип рыночной структуры, характеризующийся высокой степенью рыночной власти продавца и отсутствием конкуренции.
Отличительными особенностями рынка абсолютной монополии являются: концентрация всего отраслевого предложения у единствен-ного продавца, олицетворяющего собой отрасль; отсутствие товарных заменителей; блокирование входа в отрасль путем создания технологических (эффект масштаба) или законодательных барьеров (патенты, лицензии и т.п.); отсутствие стратегического поведения.
Так как степень концентрации производства является важнейшим фактором, определяющим тип рыночной структуры, то ее количественное измерение должно быть начальным шагом в характеристике рынка. Простейшим показателем в этом отношении может служить индекс концентрации, показывающий процентное соотношение рыночных долей одной фирмы или групп фирм. Если значение индекса CRi = Sqi (где q — объем выпуска в стоимостном выражении, а i — количество фирм) составит для четырех фирм до 35%, то рынок считается слабо концентрированным, если до 70% — средней концентрации, свыше 70% — высококонцентрированным. Недостаток данного индекса состоит в том, что он не учитывает долей фирм и будет одинаковым для рынков, где четыре фирмы разделят рынок по 25%, где одна фирма будет иметь долю в 70%, а три другие по 10%.
|
|
Представление о концентрации рынка дает индекс Херфиндаля-Хиршмана, рассчитываемый как сумма квадратов долей фирм.
HHI = q12 +q22...+...qn2 = Sqi2, где qi — доля продаж фирм, выраженная в процентах.
Чем больше значение индекса, тем более концентрированным является рынок и наоборот. Причем значение индекса будет тем больше, чем менее равномерным является распределение рыночных долей фирм. Например, HHI = 602 +302 + 102 = 3600+ +900+100 = 4600 и НН1= 402 +302 + 302 = 1600 + 900 +900 = 3400.
Рыночная (монопольная) власть — это способность производителя или потребителя оказывать влияние на рыночную цену благ. Источниками рыночной власти могут служить: доля фирмы в отраслевом предложении; эластичность рыночного спроса; степень взаимозаменяемости продукта; характер взаимодействия фирм. Рыночная власть производителя — это обусловленная особенностями рыночной организации его способность воздействовать на рыночную цену блага посредством регулирования объема его предложения.
Степень рыночной власти фирмы (L — коэффициент Лернера) определяется как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене фирмы L = (Р — МС)/Р и выражается в абсолютных величинах, изменяясь от 0 для совершенной конкуренции до 1 для монополии.
Силу монопольной власти отдельной фирмы, однако, не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров, а также «борьбой за доллары потребителя» со стороны других фирм, каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его бюджете.
Рынок монополистической конкуренции — тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Это в полной мере относится к мелким магазинам, Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления.
|
|
Основными признаками рынка монополистической конкуренции являются:
дифференциация продукта, означающая, что хотя товары разных фирм удовлетворяют одну и ту же потребность, товару каждой фирмы присущи свои уникальные особенности, обусловливающие высокую, но не абсолютную степень замещения их товаров, приводя к возникновению ограниченной рыночной власти;
большое число продавцов, достаточное для того. чтобы отрасль была конкурентной, однако, меньше, чем при совершенной конкуренции и при большей рыночной доле каждой фирмы, что обусловливает способность фирмы оказывать влияние на рыночный спрос;
отсутствие барьеров проникновения в отрасль хотя и сохраняет себя в качестве отсутствия легальных (технологических и законодательных) препятствий, но при более высоких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках проникновения в отрасль, обусловленных дифференциацией продукции (лояльность потребителя торговой марке);
отсутствие стратегического поведения из-за большого количества продавцов.
Олигополистический рынок — тип рыночной структуры, характеризующийся стратегическим взаимодействием немногих, обладающих рыночной властью и конкурирующих за объем продаж фирм.
Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным продуктом (дифференцированная олигополия).
Важнейшими его признаками являются:
• ограниченное количество фирм, поделивших между собою отраслевой рынок;
• значительная концентрация производства у отдельных фирм, что делает каждую фирму большой относительно совокупного рыночного спроса (данная характеристика указывает на то, что при небольших объемах рыночного спроса даже небольшая фирма может действовать в условиях олигполистического взаимодействия.);
• ограниченный доступ в отрасль, что может быть обусловлено как формальными (патенты и лицензии), так и экономическими (эффект масштаба, высокие издержки проникновения) барьерами;
• стратегическое поведение фирм, являющееся принципиальной характеристикой олигополистического рынка, означает, что осознающие свою взаимозависимость фирмы строят свою конкурентную стратегию с учетом возможной реакции конкурентов на предпринимаемые действия.
В условиях олигополистического взаимодействия (реагирование на действия друг друга) особенность рынка состоит в том, что фирмы сталкиваются не только с реакцией потребителей, но и с реакцией своих конкурентов. Поэтому, в отличие от ранее рассмотренных рыночных структур, при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов.