Лекция, отведен 1 час

1. Рынки несовер­шенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Монопольная власть.

2. Условия максимизации прибыли фирмой- монополистом, -олигополистом, -монополистическим конкурентом. Ценовая дискриминация.

3. Антимонопольная политика

1.Рынки несовер­шенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Монопольная власть.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.

Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки не­совершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморе­гуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершен­но. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в эконо­мике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной сис­темы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хвата­ет, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономи­ки расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

Предпосылками несовершенной конку­ренции являются: 1) значительная доля рынка у отдельных производителей;2) наличие барьеров проникновения в отрасль; 3) неоднородность продуктов; 4) несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Как и в случае совершенной конкурен­ции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории.

Критерием несовершенной конкуренции является по­нижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фир­мы. Часто используется и другая формулировка: критерием несо­вершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой, спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует. Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по друго­му: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.

Типичными последствиями установления несовершенной конкуренции являются: 1) недопроизводство товаров; 2) завышение цен; 3) тенденция к получению экономической прибыли.

Признаки рыночной структуры Типы рыночной структуры
Совершенная конкуренция Монополия Монопсония Монополистическая конкуренция Олигополия
Количество продавцов множество один много много Мало
Рыночная доля фирмы незначительная большая любая Небольшая значительная
Степень замещения продукта Абсолютная (стандартизирован-ный товар) Отсутствие заменителей (уникальный товар) Абсолютная (стандартизированный товар) Высокая, но не абсолютная (диффе-ренцированный товар) Разная (стандартизир и дифференцированный товар)
Доступность рыночной информации полная полная Покупатель полностью информирован Может быть и полная и неполная Может быть и полная и неполная
Условия входа в отрасль и выхода из нее свободный Вход полностью блокирован Возможны технологи-ческие и институци-ональный препятствия Отсутствие барьеров входа Наличие технологи-ческих и экономи-ческих препятствий
Степень рыноч-ной власти у продавцов (коэф. Лернера)   1.0 1.0 у покупателя 0.35 – 0.5 0.6 – 0.8
Характер взаимодействия продавцов Отсутствие стратегического поведения Отсутствие стратегического поведения Отсутствие стратегического поведения Отсутствие стратегического поведения Наличие стратегического поведения
Цена равновесия P=MC=LRACmin P= P (1+1/Ed) договорная P = LRAC Зависит от типа взаимодействия фирм
Эффективность высокая P=MC=LRACmin Неэффективность распределения и ис-пользованания ре-сурсов МС < P > LRACmin Зависит от степени конкуренции между продавцами и инфор-мированности покупа-теля об издержках Потери эффективности из-за неполной загрузки производственных мощностей Потери эффективности из-за неполной загрузки производственных мощностей
Тип конкуренции совершенная отсутствует отсутствует Несовершенная, ценовая и неценовая за объем продаж Несовершенная, цено-вая и неценовая за объем продаж
Типичная отрасль Сельское хозяйство Энергетика, коммун-хоз, трубопроводный транспорт Производства оборонного назначения Легкая промышленность, розничная торговля Автомобильная, электротехническая, сталелитейная
Способ регулирования рынка Совершенствование рыночных структур Установл. цен, огр. уровня прибыли, опред. набора услуг Законодательные меры Налогообложение продукции и сверхприбыли Налогообл. продук и прибыли, законода-тельные меры

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. «моно»—один, «полио»—продаю). В усло­виях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Рынок, абсолютной (чистой) монополии — тип рыночной структуры, характеризующийся высокой степенью рыночной власти продавца и отсутствием конкуренции.

Отличительными особенностями рынка абсолютной монополии являются: концентрация всего отраслевого предложения у единствен-ного продавца, олицетворяющего собой отрасль; отсутствие товарных заменителей; блокирование входа в отрасль путем создания технологических (эффект масштаба) или законодательных барьеров (патенты, лицензии и т.п.); отсутствие стратегического поведения.

Так как степень концентрации производства является важнейшим фактором, определяющим тип рыночной структуры, то ее количественное измере­ние должно быть начальным шагом в характеристике рынка. Про­стейшим показателем в этом отношении может служить индекс кон­центрации, показывающий процентное соотношение рыночных до­лей одной фирмы или групп фирм. Если значение индекса CRi = Sqi (где q — объем выпуска в стоимостном выражении, а i — количество фирм) составит для четырех фирм до 35%, то рынок считается слабо концентрированным, если до 70% — средней концентрации, свыше 70% — высококонцентрированным. Недостаток данного индекса состоит в том, что он не учитывает долей фирм и будет одинаковым для рынков, где четыре фирмы разделят рынок по 25%, где одна фир­ма будет иметь долю в 70%, а три другие по 10%.

Представление о концентрации рынка дает индекс Херфиндаля-Хиршмана, рассчитываемый как сумма квадратов долей фирм.

HHI = q12 +q22...+...qn2 = Sqi2, где qi — доля продаж фирм, выра­женная в процентах.

Чем больше значение индекса, тем более кон­центрированным является рынок и наоборот. Причем значение ин­декса будет тем больше, чем менее равномерным является распреде­ление рыночных долей фирм. Например, HHI = 602 +302 + 102 = 3600+ +900+100 = 4600 и НН1= 402 +302 + 302 = 1600 + 900 +900 = 3400.

Рыночная (монопольная) власть — это способность производителя или потребителя ока­зывать влияние на рыночную цену благ. Источниками рыночной вла­сти могут служить: доля фирмы в отраслевом предложении; эластичность рыночного спроса; степень взаимозаменяемости продукта; характер взаимодействия фирм. Рыночная власть производителя — это обусловленная особенностями рыночной организации его способность воздействовать на рыночную цену блага посредством регулирования объема его предложения.

Степень рыночной власти фирмы (L — коэффициент Лернера) оп­ределяется как отношение превышения цены фирмы над ее предель­ными издержками к цене фирмы L = (Р — МС)/Р и выражается в абсолютных величинах, изменяясь от 0 для совершенной конкурен­ции до 1 для монополии.

Силу монопольной власти отдельной фирмы, однако, не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конку­ренция может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров, а также «борьбой за доллары потребителя» со стороны других фирм, каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его бюджете.

Рынок монополистической конкуренции — тип рыночной структу­ры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Это в полной мере относится к мелким магазинам, Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предме­ты потребления.

Основными признаками рынка монополистической конкуренции являются:

дифференциация продукта, означающая, что хотя товары разных фирм удовлетворяют одну и ту же потребность, товару каждой фирмы присущи свои уникальные особенности, обус­ловливающие высокую, но не абсолютную степень замещения их товаров, приводя к возникновению ограниченной рыноч­ной власти;

большое число продавцов, достаточное для того. чтобы отрасль была конкурентной, однако, меньше, чем при совершенной конкуренции и при большей рыночной доле каждой фирмы, что обусловливает способность фирмы оказывать влияние на рыночный спрос;

отсутствие барьеров проникновения в отрасль хотя и сохраняет себя в качестве отсутствия легальных (технологических и за­конодательных) препятствий, но при более высоких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках проникнове­ния в отрасль, обусловленных дифференциацией продукции (лояльность потребителя торговой марке);

отсутствие стратегического поведения из-за большого коли­чества продавцов.

Олигополистический рынок — тип рыночной структуры, характе­ризующийся стратегическим взаимодействием немногих, обладающих рыночной властью и конкурирующих за объем продаж фирм.

Олигополистический рынок может быть представлен как стан­дартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным продуктом (дифференцированная олигополия).

Важнейшими его при­знаками являются:

ограниченное количество фирм, поделивших между собою от­раслевой рынок;

значительная концентрация производства у отдельных фирм, что делает каждую фирму большой относительно совокупного ры­ночного спроса (данная характеристика указывает на то, что при небольших объе­мах рыночного спроса даже небольшая фирма может действовать в условиях олигполистического взаимодействия.);

ограниченный доступ в отрасль, что может быть обусловлено как формальными (патенты и лицензии), так и экономичес­кими (эффект масштаба, высокие издержки проникновения) барьерами;

стратегическое поведение фирм, являющееся принципиальной характеристикой олигополистического рынка, означает, что осознающие свою взаимозависимость фирмы строят свою конкурентную стратегию с учетом возможной реакции конку­рентов на предпринимаемые действия.

В условиях олигополистического взаимодействия (реагирование на действия друг друга) особенность рынка состоит в том, что фирмы сталкива­ются не только с реакцией потребителей, но и с реакцией своих кон­курентов. Поэтому, в отличие от ранее рассмотренных рыночных структур, при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: