Тема 18. Христианский брак

Каждый знает, что семья является первичной ячейкой общества. Но мало кто вспоминает, что она является и вообще первым на земле человеческим обществом и учреждена Самим Богом. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2,18). «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт 1.28).

Слово брак означает союз. Произошло от слова «брать». В таинстве венчания священник спрашивает у жениха: «Имеешь ли благое и непринужденное произволение взять себе в жену (имя)»? Также у невесты: «Имеешь ли благое и непринужденное произволение взять себе в мужа (имя)»? Отсюда украинское «побралися» – поженились.

В чем цель брака?

Мужчина и женщина являют собой два различных образа человеческого бытия. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Брак имеет целью их единение в любви и взаимное совершенствование. Муж и жена в семейной жизни находят друг в друге поддержку и восполнение.

Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания, есть благословенное Богом рождение и воспитание детей, потому что чрез это продолжается человеческий род и пополняется Церковь.

В семье человек получает первые навыки к послушанию, порядку, трудолюбию, здесь он получает первое духовно-нравственное воспитание, учится любить своих ближних, почитать старших.

Церковь всегда осуждала хулителей супружеских отношений. Правила Гангрского собора говорят: «Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою». Священный Синод Русской Православной Церкви в 1998 году указал на недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку.

Каковы отличия христианского брака от мусульманского, от языческого, гражданского? Он совершается во образ союза Христа и Церкви. Это и есть главное отличие христианского брака от всякого другого. Такую высокую нравственную планку брак может выдержать только при условии единоженства и его нерасторжимости.

В послании к Ефесянам ап. Павел пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви…Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5, 22-33). Ап Павел в послании в Римлянам (16,4) называет семью домашней Церковью. Климент Александрийский называет семью домом Господним, а свт. Иоанн Златоуст именует семью малой церковью.

Каким же образом христианская семья может быть домашней Церковью? Внятный ответ на этот вопрос дает прот.Димитрий Смирнов: в домашней церкви муж это священник, жена – дьякон, а дети – народ Божий. Семейная церковь имеет внутри себя все признаки прихода. Диакон все делает с разрешения священника: «благослови владыко», читает Евангелие, кадит, потребляет Дары, относится к нему с некоторым благоговением. Вот это благоговение ап. Павел имеет ввиду, когда говорит «Жена да убоится мужа своего». А дети слушаются их обоих. Правда, сейчас это встречается очень редко..

Из истории христианской Церкви известно множество примеров высокой и святой жизни, которой достигали христиане в супружестве. Примером супружеской любви и верности могут служить св. мученики Адриан и Наталия, русские святые Петр и Феврония князья Муромские, Кирилл и Мария – праведные родители преп. Сергия Радонежского, Исидор и Агафия – родители преп. Серафима Саровского.

Семейная жизнь никогда не обходилась без конфликтов.

Конфликты. Слово конфликт означает столкновение интересов.

Всем известно выражение «худой мир лучше доброй ссоры».

В рамках психологии существует специальная дисциплина, которая называется конфликтологией. Она изучает конфликты, их происхождение, разновидности и способы урегулирования. Существует два основных способа решения конфликтов: конструктивный и неконструктивный. Естественно, при конструктивном разрешении конфликта стороны успешно договариваются. При этом происходит позитивное действие на участников конфликта: совместно преодолевая противоречия, они еще более сплачиваются, приобретают опыт общения и решения проблем.

Неконструктивный способ поведения в конфликтной ситуации приводит либо к ссоре, либо к неразрешенной ситуации, то есть к тому самому «худому миру», когда стороны находятся как бы в состоянии «холодной войны». Неконструктивное поведение часто сопровождается «запрещенными приемами»: взаимными оскорблениями, угрозами, шантажом и т.д.

В конфликте, в споре самый плохой советчик – это гнев. Гнев, раздражение помрачают разум, так что человек просто не способен в таком состоянии принять правильные решения. На эту тему существует много пословиц: «От одного слова на век ссора»; «Придержи язык в беседе, а сердце в гневе»; «Пустой спор до ссоры скор» и т.д.

Неосторожное, необдуманное слово может очень навредить при серьезном разговоре. Поэтому нужно учиться внимать, слушать оппонента и думать не только над смыслом своих слов, но и над формой ответа. Одну и ту же мысль можно сказать так, что человек обидится всерьез и надолго, а можно так, что прислушается к нашим словам.

Итак, перейдем непосредственно к способам решения конфликтов. В конфликтологии обозначены основные стили поведения в конфликтной ситуации: уклонение, уступка, конфронтация, компромисс. Рассмотрим каждый из этих стилей.

Уклонение. Само название этого стиля говорит о том, что участник столкновения стремится уйти от конфликта, уклониться от него. При этом отсутствует желание отстоять свою позицию или сотрудничать с противоположной стороной в поиске решения, удовлетворяющего обе стороны конфликта.

Уклонение избирают обычно в случаях:

– когда уклоняющийся от конфликта знает свою неправоту или видит, что его оппонент сильнее или находится в перевозбужденном состоянии. «Простите, сейчас некогда, спешу».

– когда необходима пауза для принятия нужного решения. «Я сейчас не готов вам ответить. Давайте отложим этот разговор».

При уклонении отношения сохраняются, ни одна из сторон не получает преимущества, но конфликт не разрешен, а только отложен.

Уступка. Еще один стиль поведения при конфликте: он решается путем уступки или терпения. Этот прием может иметь место там, где один из участников конфликта

– считает возникшую проблему не очень важной для себя и поэтому готов уступить другой стороне.

– готов по-христиански пожертвовать своими интересами, потерпеть. Если нам случайно наступили на ногу в автобусе, можно поднять крик, а можно и потерпеть, сделать вид, что ничего страшного не произошло.

– Или на победу нет шансов. «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» (Лук.14:31)

Конфронтация характерна тем, что применяющий такой стиль стремится навязать другим сторонам свою точку зрения, действуя жестко, без учета интересов других сторон конфликта. Это очень твердое и бескомпромиссное отстаивание своей позиции, своих интересов. При этом применяются силовое давление, служебное положение, запугивание, принуждение и т.п. Побеждает тот, кто сильнее. Яркие примеры встречаются в политике, в бизнесе, на улице, при воспитании детей, когда они капризничают.

Конфронтация – не лучший способ решения конфликтов, и применять этот стиль можно лишь в очень редких случаях, в критических ситуациях, когда решается важный жизненный вопрос. Например, такое может иметь место, когда муж запрещает жене ходить в храм, молиться, причащать детей.

Компромисс. При этом стиле поведения участники конфликта ищут среднее решение, которое будет удовлетворять все стороны. Компромисс –предпочтительный способ решения конфликтов, так как позволяет мирно удовлетворить всех участников конфликта. Даже если не все стороны довольны достигнутым результатом, компромисс позволяет избежать ссоры и разрыва отношений, найти временное решение до того, как представится возможность найти что-то лучшее. Когда люди прибегают для решения проблемы к компромиссу, это говорит об их высокой культуре и здравомыслии.

В семейной жизни особенно важно помнить, что главное – это сохранение мира и любви, и поэтому выбирать стиль поведения в конфликте нужно таким образом, чтобы семейный мир не был нарушен, даже если при этом супругам придется пожертвовать собственными интересами. Нужно всегда отделять главное от второстепенного, и во второстепенных вопросах уметь уступать друг другу. Главные вопросы решать переговорами, а не скандалами.

Продолжим тему брака. Современный человек становится неспособен к браку. Люди неправильно понимают, в чем его смысл, они ищут в браке только приятное, они не способны к внутренней жертве. Многие вообще не понимают, что брак – это подвиг, а не только облегчение жизни. Даже невоцерковленные, неверующие люди признают, что для сохранения семьи надо уметь прощать и быть более терпимыми к другим.

У нас в Православии нет венчальной клятвы, как у католиков. Но смысл имеющейся у них клятвы стоит знать. Жених и невеста перед Лицом Бога обещают быть друг с другом вместе всегда: в болезни и здоровье, в молодости и старости, в бедности и богатстве. Мы этого вслух не произносим, но, несомненно, подразумеваем.

В христианстве установлено особое Таинство для освящения брака. С древнейших времен при заключении его христиане причащались. И сейчас это делается перед венчанием. Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь со времен Римской империи признавала также действительность брака, заключенного в гражданском порядке и не подвергала таких супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь. Кроме тех случаев, когда брак заключается хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонов (например, четвертый и последующие браки, браки в недозволительных степенях родства).

Священный Синод Русской Православной Церкви в 1998 г. отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в невенчанном браке, отождествляя такой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано, что, настаивая на необходимости церковного брака, Православная Церковь в то же время с уважением относится и к гражданскому браку и не считает его блудным сожительством.

Важнейшим условием подлинно христианского и церковного брака является общность веры супругов. Только в этом случае семья может стать «домашней Церковью». Именно поэтому Церковь призывает верующих вступать в брак «только в Господе». Заключение браков между православными и нехристианами (язычниками и атеистами) не благословляется. Но если они сочетались между собою браком еще будучи в неверии, а впоследствии один из супругов обратился к вере, то в соответствии со словами святого апостола Павла: " Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим" (1 Кор. 7, 14).

Возможно ли совершение браков православных христиан с христианами других конфессий? Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом (со времен Петра Первого), так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются большинство и других автокефальных Православных Церквей. Примером подобных браков являлись многие династические бракосочетания. Так, великая княгиня Елисавета Феодоровна, впоследствии преподобномученица, вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь лютеранкой, и лишь позднее, по собственному желанию, приняла Православие.

Священное Писание учит о нерасторжимости православного брака. Все помнят слова Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19: 6,9). Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь старается всеми средствами оберегать брак и предотвращать разводы. Священнослужители перед совершением Таинства проводят беседы с новобрачными, разъясняя жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза.

Развод – не только грех перед Богом, он еще часто приносит душевные страдания кому-то из супругов, а особенно детям. Разрушение семьи неизбежно связано с нарушением нормального развития детей и накладывает неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

Однако в некоторых случаях, которые определены Церковью, развод все же может иметь место, и в этом случае совершается церковным судом. Некоторые из этих случаев взяты из законов Византии, некоторые из законов Российской Империи, а некоторые появились уже в наше время.

Согласно социальной концепции РПЦ, к таким случаям относится:

-прелюбодеяние,

-вступление одной из сторон в новый брак,

-отпадение одного из супругов от Православия,

-противоестественные пороки,

-заболевание проказой, СПИДом,

-хронический алкоголизм или наркомания,

-неизлечимая душевная болезнь,

-длительное безвестное отсутствие,

-посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей,

-совершение женой аборта при несогласии мужа.

Священный Синод Русской Православной Церкви в 1998 году осудил тех духовников, которые «запрещают развод в тех случаях, когда в силу обстоятельств семейная жизнь становится невозможной».

Однако разводы не редко происходят по другим причинам, которые Церковь уважительными не считает. По статистике, в России на настоящий момент около 70% браков распадается. Что же делать людям дальше, если брак все-таки распался?

По снисхождению к человеческой немощи, Церковь допускает второй брак, считая его лучше блуда. Невиновному в разводе супругу второй брак разрешается без епитимии, а виновному – лишь после покаяния и исполнения епитимии, наложенной церковным судом. В исключительных случаях допускается и третий брак, а у кого не получилась семейная жизнь с трех попыток, уже должен далее жить безбрачно.

Замечено, что браки верующих супругов, к какой бы вере они ни принадлежали, крепче, чем у атеистов. Есть мнение, что в настоящее время именно отсутствие в жизни супругов религиозной основы есть главная причина разводов.

Следующий важный вопрос семейной жизни – отношение к детям. Церковь учила и учит, что дети – это благословение Божие. Родители должны воспитывать детей в вере и законе Божием. Что же мы видим вокруг? Дети начинают восприниматься как ненужная обуза. Очень часто родители отказываются от них, стараются сдать их в интернат, в детский дом. Десятки тысяч таких детей наполняют детские дома и приюты, а иногда их находят на улице или в мусорном контейнере. Это свидетельствуют о глубоком нездоровье общества.

Еще одна угроза христианской и просто традиционной семье – эмансипация. Это слово означает (в переводе с латинского) освобождение, равноправие. В наше время все сильнее раскручивается маховик искусственного уравнивания женщин и мужчин в каждой сфере человеческой деятельности, в том числе и мало совместимой с женской природой. Сейчас в большинстве случаев жены уже не являются помощницами своих супругов: они садятся за руль автомобиля, играют в футбол, занимаются боксом, идут в полицию, в вооруженные силы и во власть. А создание домашней церкви при этом ускользает от их внимания. Какую же позицию занимает Церковь в этом вопросе?

Признавая высокую общественную роль женщин и их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно напоминает о естественном различии полов, различии их призваний как в семье, так и в обществе. Главное назначение женщины – не в подражании мужчине и не в соревновании с ним. Главное назначение женщины – в развитии способностей, присущих только ее естеству, быть супругой и матерью. От этого зависит продолжение человеческого рода, и здесь ее никто не может заменить.

Если обратиться к священному Писанию по этому вопросу, то женщина ставится в подчиненное положение по отношению к мужчине в наказание за главную роль при грехопадении первых людей. Сказал Бог жене: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3, 16). Однако Пресвятая Дева Богородица, жены-миросицы и многочисленные христианские мученицы, можно сказать, реабилитировали женский род за историю с первородным грехом. Пресвятая Дева достигла такой чистоты и святости, что превзошла ангельское естество, а мироносицы стояли при Кресте, когда остальные ученики разбежались от страха. Они первыми из всего человечества узнали о Воскресении Христовом и благовествовали об этом самим Апостолам.

Тем не менее, и в христианстве ап. Павел называет мужа «главою жены» и призывает ее бояться мужа, повиноваться ему, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5. 22-23; Кол. 3. 18). Впрочем, было бы ошибкой думать, что этими словами можно оправдывать свой деспотизм и самодурство. Муж имеет моральное право ссылаться на эти апостольские слова только в том случае, если он сам любит жену, как Христос Свою Церковь. Христос не относится к Своей Церкви как тиран и деспот.

Еще один неблагополучный момент современной семейной жизни – отношения детей к родителям. По закону Божию дети должны чтить родителей, и, кроме того, заботиться о них в старости – это их долг родителям за свое беззаботное детство. С этим тоже сейчас немалые сложности. Если родители сдают детей в детские дома и приюты, то и дети, в свою очередь, стараются сдать родителей в дом престарелых. И любопытно, что такие дети надеются, что сами они, когда состарятся, туда не попадут, что их собственные дети будут за ними ухаживать. Напрасны их ожидания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: