Формирование культуры толерантности в отношении людей с ограниченными возможностями в условиях образовательного учреждения

«Толерантность –
это то, что делает возможным

достижение мира и ведёт от культуры войны

к культуре мира»
Декларация принципов толерантности

В соответствии с законом, принятым 11.12.1990г. «Об основных началах социальной защищённости инвалидов в СССР» инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.

Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Социальная политика нашего государства направлена на создание необходимых условий для реализации и соблюдения прав и свобод людей с ограниченными возможностями, устранение ограничений и создания благоприятных условий для ведения полноценного образа жизни.

Однако, несмотря на работу государства по интеграции людей с ограниченными возможностями в социум, такие люди достаточно часто чувствуют себя обделёнными, ненужными и забытыми.

Зачастую это связано с проблемой недостаточной обеспеченности людей с ограниченными возможностями техническими средствами, облегчающих их жизнедеятельность, также и общество может препятствовать социальной интеграции таких людей. При этом деление людей на «полноценных» и «неполноценных» опирается не столько на объективные факторы, сколько на отрицательные стереотипы, сложившиеся в обществе.

Актуальность исследования проблемы формирования толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями, изменением в сознании общественности в связи модернизацией системы образования в РФ, внедрением «Стратегии модернизации системы образования до 2020 г.», президентской инициативы «Наша новая школа», создание так называемой доступной среды для людей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях, равных условий для всех членов общества для получения образования, интеграции «особых» молодых людей в общество в социальную жизнь.

Проблемы формирования толерантности на современном этапе ведется достаточно интенсивно в педагогике и во всех смежных науках: философии, психологи, культурологии, социологии и других. В науке рассмотрены многие аспекты и направления изучения и формирования толерантности: довольно глубокие исследования толерантности находятся в области философии (М. М. Бахтин, В.А. Лекторский, А. В. Перцев и др.), социологии (М. П. Мчедлов, И. Г. Солдатов, М. Б. Хомяков и др.) политологии (В. И. Ганжа, С. Г. Ильинская и др.), художественной литературы (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др.); рассмотрены общие вопросы психологии и педагогики толерантности (А. Г. Асмолов, М. С. Мириманова, А. А. Погодина, М. И. Рожков, О. А. Попова, Г. У. Солдатова, И. В. Суколенов и др.); исследованы аспекты этнической (В. С. Кукушин, Н. М. Лебедев и др.) и коммуникативной (Л. А. Дикая, П. Н. Ермаков и др.) толерантности.

Принципиально важными для нас являются исследования, в которых рассмотрены проблема формирования толерантности в образовательном процессе (В. А. Лекторский, О. В. Ладыкова, А. В. Никольский, Е. В. Колебина, И. Г. Пчелинцева и др.); воспитательном процессе (М. А. Ковальчук, М. И. Рожков, В. А. Фокин); проблема воспитания толерантности в общественном объединении (И. В. Крутова, П. В.Степанов, Г. М Шеламова и др.), досуговых объединениях (И. А. Панченко и др.); в процессе воспитательной работы (Л. В. Зинина, М. Ю. Карелина, А. В. Кирьякова, С. В. Сальцева и др.).

Инвалидность – это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. Люди с ограниченными возможностями составляют в среднем более 10 процентов населения большинства стран. В современной России, по официальной статистике, таких людей уже более 13 миллионов.

Ограничение здоровья не означает ограничение способностей, таланта, стремления к самовыражению, к активной жизни.

Нами было разработано и проведено научно-практическое исследование по проблеме формирования культуры толерантности в отношении людей с ограниченными возможностями в условиях образовательного учреждения.

Предметом исследования был уровень культуры толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями; объект исследования – средства, методы, пути формирования культуры толерантности в образовательной среде.

Целью нашей работы был теоретический анализ и эмпирическое изучение уровня культуры толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями в образовательной среде, разработанная программы формирования культуры толерантности в отношении людей с ограниченными возможностями в конкретном образовательном учреждении.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи: выявить основные подходы к изучению толерантности и дать им характеристику; изучить специфику социализации людей с ограниченными возможностями; охарактеризовать школу как социальный институт; определить условия и факторы формирования и развития культуры толерантности; описать традиционные и инновационные технологии формирования культуры толерантности в образовательной среде; выявить причины низкой культуры толерантности в отношении людей с ограниченными возможностями; определить пути формирования и развития культуры толерантности в отношении людей с ограниченными возможностями; разработать образовательную программу, направленную на формирование толерантного сознания и формирования толерантности в отношении людей с ограниченными возможностями.

Основные методы исследования: прямое, непосредственное и косвенное наблюдение, опрос, анкетирование, математическая и статистическая обработка экспериментальных данных, сопоставительной анализу теоретико-методических аспектов, теорий, идей в области проблемы толерантности и проблем.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили школьники старших классов и преподаватели одной из общеобразовательных школ г. Тюмени. Наиболее интересным представляется изучение группы старших школьников, как одной из самых гибких, открытых для развития толерантных установок. Об исследуемом нами возрастном периоде известно, что ранний юношеский возраст – это этап поиска самостоятельных жизненных ориентиров, выбора социальных норм и ценностей, которые далее уже взрослый человек реализует в жизни. Одна из основных задач раннего юношеского возраста – построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной структуры ценностей как руководства к действиям. Таким образом, наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

Мы провели социологический опрос среди людей с ограниченными возможностями. Полученные данные подтвердили наше предположение, о том, что уровень культуры толерантности в отношении таких людей действительно является недостаточно высоким. 100 % опрошенных когда-либо испытывали интолерантное отношение к себе со стороны окружающих. Среди показателей низкой культуры толерантности, с которой они столкнулись лично, респонденты выделяют: агрессивность, бестактность, равнодушие.

Проведённое нами социологическое исследование, путём экспресс-опроса среди учащихся старших классов и педагогического коллектива одной из общеобразовательных школ г. Тюмени показало: Значимая часть – 45 % считают, что людям с ограниченными возможностями обязательно нужно оказывать помощь и поддержку, но решением данной проблемы должно заниматься государство. Другие 30 % респондентов вполне адекватно воспринимают людей с ограниченными возможностями, готовы к общению и взаимодействию с ними. Ещё 20 % респондентов относятся к людям с ограниченными возможностями достаточно терпимо, однако они предпочли бы не вступать в контакт с такими людьми. Оставшиеся 5 % опрошенных занимают равнодушную позицию, считая для себя не нужным и не интересным обсуждение этой проблемы, так как она их не коснулась.

Среди показателей низкого уровня культуры толерантности нами были выделены следующие: 1) низкий уровень коммуникабельности по отношению к людям с ограниченными возможностями; 2) низкий уровень общетеоретических представлений о проблеме инвалидности; 3) низкий уровень информированности о жизни людей с ограниченными возможностями; 4) нежелание взаимодействовать с людьми с ограниченными возможностями, по причине испытываемого чувства психологической дискомфортности и чувства вины; 5) нежелание испытывать эмпатию.

Одной из причин низкого уровня толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями является отсутствие толерантной среды в образовательных учреждениях; недостаточность, а иногда и полное отсутствие учебных программ и занятий, направленных на формирование и развитие толерантного сознания именно в отношении к «особым людям».

В работе были проанализированы основные аспекты изучения проблемы толерантности, в общем, и толерантности в отношении людей с ограниченными возможностями, в частности. Автором были выделены структурные компоненты толерантности (когнитивный, практически-поведенческий, эмоционально-оценочный, аксиологический, личностный); уровни толерантности («толерантность как безразличие», «толерантность как возможность взаимопонимания», «толерантность как снисхождение», «расширение собственного опыта и критический диалог»); были проанализированы традиционные и инновационные методы формирования культуры толерантности в образовательной среде; был определены педагогические механизмы формирования культуры толерантности и построения толерантной среды, механизмы перехода от интолерантной к толерантной среде. Автор работы выделил основные идеи и принципы, которыми следует руководствоваться при формировании культуры толерантности, в целом, и в образовательной среде, в частности (принцип доверительного сотрудничества, принцип экологии взаимоотношений, принцип правоведения, принцип синергетизма, принцип творчества).

Нами были выделены основные направления формирования толерантности в образовательной сфере.

Толерантность автором рассматривается как активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства. Только благодаря добровольному самоограничению личности можно строить по-настоящему толерантные отношения в обществе

Автором была разработана и апробирована программа формирования культуры толерантности в отношении людей с ограниченными возможностями для конкретного образовательного учреждения.

Наиболее эффективным, по-нашему мнению, способом формирования толерантности является воспитание.

Мы считаем необходимым ввести в учебный курс программу «Формирование культуры толерантности», за счёт факультативных, классных часов, проведения тренингов, разъяснительных бесед и других видов педагогического взаимодействия с учащимися, способствующие формированию и развитию культуры толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями.

Эти программы должны быть направлены на:

- формирование адекватного восприятия людей с ограниченными возможностями;

- повышение уровня знаний о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями;

- развитие психологической устойчивости и коммуникативных качеств у учащихся, в том числе по отношению к людям с ограниченными возможностями;

- формирование установки на толерантный путь развития сознания учащихся.

В нашем понимании, толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

Также разъяснительные беседы необходимо проводить с родителями и педколлективом.

Нужно научить детей проявлять терпимость, что означает научить признавать то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: