Е.С. Балаганов

старший преподаватель кафедры ФВиС,

г. Екатеринбург

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МИНИ-ФУТБОЛ У

Всякая обучающая работа с ребенком подразумевает тесное общение воспитателя (тренера) с его родителями. В процессе нашего исследования и многолетнего наблюдения за дошкольниками, занимающимися мини-футболом мы проводили работу и с их родителями. Так, чтобы получить и проанализировать информацию о предпочтениях и готовности детей к развитию своих физических качеств, нами было проведено анкетирование родителей этих детей. Анкеты были розданы тренерам детских команд (Виз, Атлант, Синтур, Орион, Исеть г. Екатеринбурга) по мини-футболу и собраны после анкетирования родителей. Всего в анкетировании участвовало 120 родителей.

Анкета содержала 15 вопросов и условно была разделена на 3 блока. Первый блок вопросов содержал вопросы о ребенке; его здоровье, его увлечениях и стремлениях, его сравнительной характеристике со сверстниками с точки зрения родителей. Во втором блоке были вопросы об условиях, созданных родителями для повышения двигательной активности их детей, и что делают родители для воспитания у детей положительного отношения к своему физическому развитию. Третий блок вопросов – вопросы о субъективном физическом состоянии самих родителей и их отношении к поддержанию своей физической формы в прошлом и настоящем.

Изучение мнения родителей показало, что 70 % родителей считают, что проблемы со здоровьем у ребенка связаны с недостаточным физическим воспитанием в ДОУ и плохой экологией региона. Хочется отметить, что также 70 % родителей не считают своего ребенка отстающим по физическим качествам от своих сверстников. Наряду с этим показательно то, что ребенок в дошкольном возрасте интересуется практически всеми видами спортивной деятельности. Многие родители (90 %) утверждают, что их дети готовы заниматься любым видом спорта. Однако 73 % опрошенных родителей отмечают малую двигательную активность своих детей во дворе (30 минут с мячом).

Основными видами деятельности своего ребенка родители назвали компьютерные игры и просмотр телевизора (вместе 56 %), 10 % отметили, что ребенок любит читать книги (или слушать чтение детских книг), 23 % детей любят гулять во дворе, а 5 % детей увлекаются своими делами (музыка, выжигание, вышивание и т.д.). И лишь только 4 % ответили, что ребенок играет во дворе со сверстниками в спортивные игры (футбол, хоккей, стритбол, баскетбол).

Ответы на первый блок вопросов показывают, что родители не согласуют интересы ребенка (отношение его к спортивным играм) и его поведение во дворе и дома. Родители, субъективно сравнивая физическое развитие своего ребенка с физическим развитием других детей, не пытаются отвлечь ребенка от компьютера, телевизора и т.п. Родители мало заставляют гулять своих детей во дворе. На наш взгляд это связано с тем, что родители боятся отпускать своих детей во двор в связи с криминальной обстановкой в стране в целом и в городе в частности. Хочется обратить внимание еще на тот факт, что родители пытаются всю ответственность за здоровье своих детей переложить на ДОУ. Нам кажется, что при всем уважении к родителям, необходимо менять их психологию в вопросе о физическом воспитании ребенка.

При высоком уровне знаний родителей о благотворном влиянии физических упражнений на организм ребенка, в то же время они не создают детям определенных условий для их физического развития. У половины детей (48 %) в доме нет мяча, клюшки, лыж, коньков. Безусловно, это отрицательно сказывается на накоплении двигательного опыта и развития двигательных способностей детей.

На вопрос о достаточности активной деятельности детей 95 % родителей отметили, что их детям не хватает двигательной деятельности.

В то же время на вопрос о созданных условиях в домашней обстановке 90 % ответили, что основными приоритетами считают прогулки с детьми на природу и лишь 3 % установили дома спортивный уголок, 5 % ответили, что приобрели мячи, обручи и др. для самостоятельных занятий детей (что на наш взгляд утопично). На вопрос «С какой целью Вы привели ребенка в спортивную секцию?» были даны следующие ответы: видеть своих детей спортсменами в будущем хотели бы 5 % родителей, чтобы укрепить здоровье 60 %, отвлечь от телевизора, чтобы не сидел дома без дела – 30 %.

Очень интересны, на наш взгляд, ответы на вопрос о трудностях в воспитании и физическом развитии ребенка. Абсолютное большинство (70 %) считают, что основной помехой является отсутствие рядом оборудованных спортивных площадок и залов, также 70 % сослались на нехватку времени и отсутствие нормальных жилищных условий. Никто из родителей не отметил о нежелании детей заниматься каким-либо видом спорта.

Ответы на второй блок вопросов позволил сделать выводы о том, что родители, считая, что ребенку не хватает активной деятельности в течение дня, практически ничего не предпринимает для повышения интереса детей к физической деятельности. Ссылаясь на нехватку времени и отсутствие спортивных площадок во дворе, они вынуждены приводить своих детей в спортивные секции. Действительность сегодняшнего дня заставляет родителей работать порой на 2-3 работах, чтобы хоть как-то содержать свою семью. И действительно, наши дворы для детей практически не оборудованы, спортивные площадки оставляют желать лучшего. Хотелось бы, чтобы деньги, которые есть в стране, все же направлялись на подержание здорового поколения и генофонда в виде новых спортивных площадок и стадионов в каждом районе, в каждом дворе.

Необходимо особо обратить внимание на ту часть анкеты, где вопросы задаются родителям о личном их отношении (сопричастности) к спорту. Так всего 5 % родителей в детстве занимались серьезно спортом (имеют разряды). Остальные или не занимались (30 %) или занимались спортивной деятельностью от случая к случаю (60 %). На вопрос о своем физическом состоянии было отмечено, что только 16 % родителей занимаются физической культурой и спортом, а 70 % – не занимаются.

На вопрос о спорте только 5 % родителей ответили, что считают спорт профессией, 90 % понимают значение спорта как источник поддержания ЗОЖ и интересного времяпрепровождения.

Мы пришли к выводу, что большинство родителей серьезно к спортивной деятельности не относятся, так как сами не занимались спортом, считают достаточным походы в развлекательные центры (боулинг, бильярд и т.п.) и посещение 1-2 раза в неделю оздоровительных секций. На наш взгляд, такое отношение к своему физическому здоровью и приводит к тем нерадостным показателям физического состояния целого поколения, отмеченного в научных работах, посвященных здоровому образу жизни (Н. А. Рунова, 2000, А. А. Сучилин, 2003, Т. А. Тарасова, 2005 и др.), а также в докладах Правительства и Президента (Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 1507-р, данные Госкомстата России 2002 год, доклад Президента РФ о здоровье нации на заседании Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 7 марта 2007 года).

Основными источниками своих знаний о физическом воспитании детей родители назвали медицинский фактор - это советы врачей о необходимости соблюдать двигательный режим ребенка для поддержания его здоровья. Родители не читают специальной литературы (которой достаточно в книжных магазинах). Телевидение не пропагандирует здоровый образ жизни.

Таким образом, проанализировав ответы на анкету, предложенную родителям можно прийти к следующим выводам:

1. При критическом отношении к недостаточному физическому развитию своих детей, родители практически не прилагают особого рвения к устранению этого дисбаланса: движение-здоровье.

2. При очевидном желании самих детей заниматься каким-либо видом спорта, родители ссылаются на субъективные причины бездействия в отношении физического развития своих детей.

3. Очевидна прямая взаимосвязь между физическим развитием самих родителей и физическим развитием их детей, то есть родители, которые сами раньше серьезно занимались каким-либо видом спортивный деятельности, приводят детей в секции с определенными целями, в первую очередь оздоровление ребенка средствами спорта.

4. Недостаточное количество оборудованных спортивных площадок и сооружений приводит к падению интереса не только детей, но и их родителей к систематическим занятиям спортом и физкультурой.

5. Наблюдается явное несоответствие между задачами, стоящими в приоритетах государства в развитии спорта, в современных программах дошкольного воспитания в образовании, и действительным состоянием здоровья и физической подготовленности дошкольников. Много говорим – мало делаем.

Поиск путей разрешения проблем, возникших в практике физического воспитания дошкольников привели нас к созданию и обоснованию методических рекомендацией для развития физических качеств ребенка средствами мини-футбола с дошкольного возраста.

Литература:

1. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений, преп. и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.

2. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста [Текст]: метод. рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – С. 95, 96, 102.

3. Сучилин А. А. Юный футболист [Текст]: учеб. пособие для тренеров / А. А. Сучилин; под ред. А. П. Лаптева. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 83 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: