Дзюдо как средство адаптивной физкультуры

Человек воспринимает окружающий мир по средствам органов чувств. Большую часть информации из внешнего мира (около 90 %) человек получает через глаза. Полная потеря зрения прерывает основной поток сведений о действительности, происходящих событиях, фактическом состоянии того или иного явления. Если же потеря зрительной функции у человека является врожденной, то физическое, социальное и психическое развитие человека становиться затруднительным и протекает с большими, чем у здорового человека физическими и психологическими затратами.

Невозможность зрительного восприятия и последующего подражания становиться основной причиной нарушения правильной позы при ходьбе, беге, естественных движениях, нарушается координация и точность движений, затрудняется пространственная ориентировка, задерживается формирование двигательных навыков, что ведет к снижению двигательной и познавательной активности Р. М. Закиров.

Ребенок со зрительной депривацией изначально находиться в информационной изоляции от внешнего мира. Получая обрывочную информацию, ребенок приводит в действие новые межанализаторные связи, изменению доминирования иных сенсорных систем. Однако какая бы сенсорная система не доминировала в познании окружающего мира у лиц с нарушенным зрением, она отражает взаимодействие различных анализаторов, их взаимное влияние в процессе формирования образов и представляет собой знания об окружающем мире в форме ощущений, мыслей. Как следствие, у детей с нарушением зрения сужены представления об окружающем мире, Однако, стоит отметить, что при сохраненном интеллекте мыслительные процессы развиваются точно также как у нормально видящих сверстников.

Ребенок с нарушением сенсорики (слепые и глухие) осознает свою непохожесть на окружающих, в старшем возрасте эти ощущение обостряются и, зачастую, приводит к состоянию одиночества, а так же обострению таких дефектов воли, наблюдаемых у людей с нарушением зрения, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм А. Г. Литвак.

В некоторых, крайних случаях, состояние одиночества доходит до патологии и может быть сопряжено с другими психическими проявлениями, такими как тревожность, скука, опустошенность, депрессия. С. Г. Корчагина.

Однако, несмотря на все сказанное выше, среди людей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различные виды деятельности происходит формирования необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок и человек становится практически независимым от состояния зрительного анализатора А. Г. Литвак.

На сегодняшний день, роль физического культуры, и в частности спорта как инструмента реабилитации и социализации людей с ограниченными возможностями, в современном обществе, признается во всем мире и считается одним из наиболее эффективных инструментов для достижения указанных целей. Человеку для нормального существования абсолютно необходимо признание и принятие себя как другими людьми, так и самим собой. Отсюда потребность общения и потребность в самоактуализации выходят на первый план.

Адаптивный спорт, как и спорт высших достижений – это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Помимо общих черт (например, стремление к максимально возможному достижению, рекорду; обязательность соревнований; учебно-тренировочная деятельность), адаптивный спорт имеет ряд специфичных черт, таких как, система классификации спортсменов, распределения их на классы для участия в соревновательной деятельности.

Адаптивное дзюдо помогает решить ряд проблем, возникающих у людей с нарушением зрения о которых говорилось выше:

1. Ребенок с нарушением, зрения занимающийся адаптивным дзюдо, быстрее приобретает двигательные навыки в сравнении с детьми, имеющими аналогичными проблемы в здоровье.

Нужно отметить, что образование и запоминание у незрячих точных и простых движений требует 8-10 повторений, в то время как у нормально видящих 4-8 повторений. При этом стоит учесть тот факт, что у слепых детей и детей с остаточным зрением основные формы восприятия – осязательно-двигательная и зрительно-двигательно-слуховая. Объем внимания у юных спортсменов мал и они способны одновременно воспринимать одно – два движения или отдельные элементы движений. Поздно ослепшие имеют в арсенале памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки, благодаря чему они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными, но если навыки были слабо закреплены, они быстро теряются Р. М. Закиров.

2. Увеличивается круг общения.

Зачастую спортсмены с ограничением зрения попадают в адаптивное дзюдо двумя путями: а) Ребенок или взрослый человек начинают заниматься в специализированных секциях организованных специально для лиц с нарушением зрительной функции. б) Ребенок или взрослый человек приходит в неспециализированный зал борьбы.

У каждого из этих путей есть свои положительные и отрицательные моменты, однако, стоить отметить, что при начальным обучении технико-тактическим навыкам дзюдо, предпочтительнее специализированные секции, где человек с зрительными отклонениями будет чувствовать себя в своей среде. Однако при развитии уже имеющихся навыков и умений дзюдоиста, а равно при достижении оптимальных возможностей в освоении техники дзюдо, необходима интеграция в тренировочный процесс со зрячими спортсменами.

Таким образом, при любом из путей, спортсмен с нарушением зрения получает социальный навык общения, возможность выходить из замкнутого пространства квартиры, специализированных интернатов, и как следствие, уменьшается риск физической и психологической самоизоляции.

3. Максимальная возможность самореализации своих способностей и сопоставления способностями других людей имеющих подобные проблемы со здоровьем.

Адаптивное дзюдо – это всегда соревновательная деятельность и подготовка к ней. Именно соревновательный элемент адаптивного дзюдо помогает слепым и слабовидящим дзюдоистам в максимальной степени решать проблему самоактуализации, получить возможность сопоставлять свои достижения среди равных себе. Соревнования решают и еще одну задачу – развитие волевых качеств дзюдоиста с нарушением зрения.

4. Еще одной не маловажной проблемой человека с ограничением зрительной функции является чувство «социального одиночества», «свой среди чужих». В большей степени это присуще слепым и людям с малым остатком зрения, воспитывающимся в здоровых семьях, где он единственный в своем роде. Поскольку дети с нарушением зрения проходят те же стадии в развитии мышления и примерно в том же возрасте, у подростков вопрос принадлежности встает особенно остро, и решения приобретают крайние значения. Одна сторона – это замкнутость, осознания себя как лишнего члена общества, который не способен жить обычной жизнью, иметь семью, учиться в вузе, устроиться на хорошую работу; другая крайность – человек с ограниченными зрительными функциями воспринимает себя обделенным, он такой один и ему должны помогать, создавать условия, идти на уступки. Во взрослом возрасте это может перерасти в агрессию по отношению к окружающим людям, социальным структурам.

Занимаясь адаптивным дзюдо, человек с нарушением зрения взаимодействует со слепыми спортсменами, с теми же проблемами, видит пути их решения,

5. Занимаясь адаптивным дзюдо у спортсмена с нарушением зрения появляется возможность повысить качество жизни.

На сегодняшний день, указом президента РФ, спортсмены инвалиды приравниваются к спортсменам высших достижений, в том числе и в материальном стимулировании и вознаграждении за спортивные достижения.

Достигая определенных результатов, дзюдоист с нарушением зрения получает возможность ездить на внутрироссийские и международные соревнования, посетить города и страны.

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. Однако, при правильной организации воспитания и обучении, широком вовлечении в различные виды деятельности, в том числе и спортивную, происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок и человек с нарушением зрения становится практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Адаптивное дзюдо, как нельзя лучше решает основные задачи адаптивной физкультуры: реабилитация и социализация людей с ограниченными возможностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: