Проблема гражданского воспитания российской молодежи в современных условиях

Гражданин – это слово употребляется в различных смыслах. В Греции и Риме, например, гражданином назывался не всякий житель того или другого города, а лишь член гражданской общины. В Российской империи слово «гражданин» официально обозначало «городского обывателя», а в СССР являлось одной из официальных форм устного и письменного обращения. [3]

В современном понимании, гражданин – это индивид, который по отношению к другим гражданам и обществу (государству) имеет взаимные права и обязанности, проявляя при этом в своих деяниях благие инициативы. Проведенные в последние два десятилетия в Российской Федерации социально-экономические реформы самым непосредственным образом сказались на материальном и духовном состоянии разных социальных слоёв и групп, в первую очередь, это сказалось на молодёжи, её образовании, становлении.

Молодёжь – это особая социально-демографическая группа, которая отличается своим статусом в обществе. В свою очередь, гражданское воспитание – это особое направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности каждого молодого человека. [3] Так, студентов направления подготовки «организация работы с молодёжью» обучают тому, что молодёжь это единая социальная группа. Возможно, так и есть, но лишь по отношению к другим социальным группам. На самом деле молодёжь раздроблена в той же мере, что и само современное российское общество. Молодёжь представляет собой множество микро групп, которые различны по всем факторам: экономическому, политическому, социальному (то есть, доступом к власти, к финансам, к качественному образованию, к лучшим общественным благам).

Поэтому и работая непосредственно с молодёжью, и воспитывая в них определённую гражданственность, приходится учитывать «суровые реалии» российской действительности.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждениях, в больших и малых социальных группах. Причём, как элитарные малые группы нашего социума имеют большие привилегии над низшими слоями, так же происходит и в микро группах молодёжи.

Сейчас наше общество характеризуется неустоявшейся системой общественных отношений на уровне разных социальных слоёв. В дифференциации российского общества нет четкости, и, соответственно, нет определённости в гражданском воспитании молодёжи, как в неравноправной (между её членами) социальной группе.

Проблемы, потребности и интересы каждого конкретного молодого человека прямо пропорциональны тому социальному уровню, на котором он находится. Результаты исследований некоторых потребностей молодёжи, представленные в публикации теоретического журнала «Credo New», показывают, что у сельской молодежи доля свободного времени составляет более половины (68 %) от общего количества времени, но материальные и инфраструктурные возможности для удовлетворения своих потребностей у сельской молодежи несоизмеримо меньше, чем у городских молодых людей. [2]

Можем сделать вывод, что «по-граждански» активную жизненную позицию, зачастую занимают те молодые люди, у которых много меньшие возможности, нежели у их более привилегированных сверстников. Хотя образовательные стандарты в направлении воспитания гражданственности везде и одинаковы, удовлетворив первичные потребности, далеко не все и не всегда вспоминают «о полезном» для всего общества, а не лично для кого-то.

При выявлении социальных потребностей молодёжи кандидат социологических наук «Уральской академии госслужбы» Зерчанинова Т. Е. выяснила, что более половины респондентов выбрали категории «получать большие заработки» и «занять высокий пост; иметь власть над другими людьми». Отсюда делаем вывод, что политическая, экономическая виды дифференциации имеют большой вес в молодёжной среде. [1] И молодёжь при этом выпускает из вида те «гражданские инициативы», которые им по силам даже не имея больших заработков и быстрого карьерного роста.

Так же при проведении нашего опроса среди 67 выпускников 2011 года одного из общеобразовательных учреждений города Кургана, они указали несколько подвидов дифференциации, которые наиболее остро касаются их.

Имеет место географическая дифференциация (25 % респондентов), подтверждением которой является стремление молодёжи мигрировать из сельской местности в города, из провинций в мегаполисы, а из крупных городских агломераций нашей страны в зарубежные государства. Тут сопутствует потери всякого «гражданского сознания» то безумное неравенство в возможностях самореализации молодежи не только между разными странами, но и между городами-соседями в регионах РФ, то есть работает правило за примером «далеко ходить не нужно».

Возможности в получении образования выделяются на фоне доступности знаний, получаемых студентами государственных образовательных учреждений, но качество этого образования зависит от уровня престижности учебного заведения. Так более чем 2/3 выпускников (престижного среди общеобразовательных учреждений города Кургана) «Лицея №12» в 2011 году поступили в высшие учебные заведения других регионов России.

Представленные нами фактические данные свидетельствуют о том, что проблема гражданского воспитания российской молодёжи в первую очередь напрямую связана с невероятной социальной дифференциацией нашего общества. Только вступив в определённую возрастную фазу, молодые люди сразу же сталкиваются с проблемой выбора, которая далее постоянно сопровождает их. Выбор отталкивается от того, к какому социальному слою относится молодой человек и насколько он ощущает свою ценность для общества и государства. И тот, у кого его социальный слой предоставляет большие возможности, имеет больший выбор, а некоторые никакого выбора не имеют и могут надеяться лишь на свои силы. Поэтому и специалисты по работе с молодёжью, и сфера образования в целом, в свою очередь, должны учитывать данную проблематику и находить разные подходы к различным микро группам молодёжи, особенно в направлении воспитания истинного гражданина нашей страны.

Литература:

1. Методы социологических и прикладных исследований. Учебное пособие // http://nashaucheba.ru/v47103/зерчанинова_т.е._методы_социологических_и_прикладных_исследований._учебное_пособие?page=8

2. Некоторые исследования потребностей молодежи в современной России // http://credonew.ru/content/view/944/62/

3. НЭС// http://didacts.ru/dictionary/1010/word/grazhdanskoe-vospitanie


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: