Здоровый образ жизни как основа патриотического воспитания Российской молодежи

В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрастающего поколения. По мнению известного доктора педагогических наук В. Д. Кряжева, сегодня психосоматическое здоровье влияет на успешность учебной и трудовой деятельности, на отношения в семье и коллективе, на стабильность настроения и жизнеспособность личности [2, с. 58-61]. Из этого следует, что здоровый образ жизни оказывает значительное влияние на формирование активной гражданской позиции молодых людей. Гражданская позиция в свою очередь является основой патриотического воспитания российской молодежи.

Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал, сохраняющий и улучшающий здоровье человека. Очевидно, что отклонения в состоянии здоровья формируются в детстве и юности, они часто являются результатом нездорового образа жизни.

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, А.А. Дубровский, В.В. Колбанов, В.П. Казначеев, Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья молодежи приняла устойчивый характер. Данная динамика усиливается по мере взросления [3, с. 17]. Очевидно, что процесс решения данной проблемы характеризуется многоаспектностью в подходах. Проблема имеет социальный, экологический, психологический, биологический аспекты рассмотрения. Формирование социально значимой ценности здоровья и здорового образа жизни как личностной убежденности остается не достаточно исследованным в практике воспитательной работы. Поэтому, интерес к развитию ценностного отношения молодых людей к здоровью является одним из активно изучаемых в теории и практике педагогических исследований.

Одним из главных направлений молодежной политики в современной России обозначено формирование отношения к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету, пропаганда ответственного отношения к своему здоровью. В настоящее время существует множество молодежных организаций, основанных на воспитании патриотизма и пропаганде здорового образа жизни. В пример можно привести такие молодежные организации как, «Наши», «Молодая гвардия» и другие.

Приобщение молодого человека к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него заинтересованности и стремления к здоровью. Это формирование должно базироваться на возрастном принципе, который заключает в себе воспитание мотивации к здоровому образу жизни с раннего детства [1, с. 7]. Одним из направлений формирования доступности и популяризации здорового образа жизни является организация физической культуры и спорта в детских садах и младших классах. Занятия физической культурой и спортом обеспечивают формирование, развитие и закрепление жизненно важных умений, навыков социальной коммуникации, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе.

Создание организации, деятельность которой заключается в определении предрасположенности детей к определенным видам спорта и распределении в соответствующие спортивные группы, может стать эффективным способом развития спорта, что в свою очередь будет способствовать заинтересованности молодежи в здоровом образе жизни. Приобщение к определенному виду спорта с детства, стимулирует на успешную спортивную деятельность в течение всей жизни. Физическая культура и спорт являются источниками формирования нравственности, ответственности, целеустремленности. Эти качества являются основой формирования патриотического сознания молодежи. Важно, чтобы услуги организации были бесплатны, т.к. во многих семьях, по причине нехватки средств, дети не занимаются спортом.

Литература:

1. Булатова М. М. Европейский опыт: уроки и приоритеты / М. М. Булатова // Спортивная медицина. – 2007. – № 1. 217 с.

2. Базарный В.Ф. Программа экспресс-диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. 70 с.

3. Кряжев, В. Д. Двигательные возможности человека: методологические аспекты развития, сохранения и восстановления / В.Д. Кряжев // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 1.

4. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. / Г.С. Туманян – М.: Академия, 2007. 363 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: