Как один из аспектов социализации

Что представляет собой социализация? Какое место в этом процессе занимает патриотизм и гражданственность? Есть ли место патриотическому воспитанию в современном мире? Эти и многие другие вопросы все чаще и чаще задаются социологами и педагогами нашей страны.

А это значит, что актуальность патриотического воспитания современной молодежи не вызывает сомнения.

Рассматривая значение термина «патриотизм», из множества его трактовок можно выделить следующие: в широком понимании патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. В современном мире сложно говорить о данном явлении, так как патриотическое воспитание долгое время отходило на задний план, и сейчас мы активно «пожинаем» негативные плоды. Молодые люди все реже вспоминают историю, все чаще думают о переезде в другую страну и забывают о том, что нашей родине есть чем гордиться.

Патриотическое воспитание и социализация? Связаны ли эти понятия? Да, безусловно.

Ведь под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Задачами патриотического воспитания также являются:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.

- привлечение внимания к культурному наследию своего народа;

- прививание должного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Все это непосредственно влияет на социализацию и позволяет человеку в полной мере почувствовать себя членом общества.

Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу. А в современных социально-экономических условиях, с уверенностью можно сказать, что патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства и возобновляемый ресурс развития общества.

Переход России от коммунистического режима к демократическому не остался не замеченным, и в настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. По мнению многих ученых, кризис происходит в душах людей, и с этим трудно не согласиться. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые пока не выработаны. Поэтому современные проблемы патриотического воспитания все чаще рассматриваются в контексте другой, более глобальной проблемы - кризиса духовности. В общественном сознании эрозии подверглись такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. В детское сознание очень активно через СМИ и произведения искусства транслируются далеко не лучшие образцы массовой культуры, космополитизм, псевдомораль. Вследствие этого у подрастающего поколения стали проявляться равнодушие к своей родине, бездуховность.

Исследуя данную проблему, мною было проведено анкетирование, главной целью которого было определение степени патриотизма студентов нашего института. Основными критериями оценки в исследовании стало следующее: желание либо нежелание проживать в Росси, процент влияния семьи на патриотическое воспитание, отношение к органам власти, мероприятиям патриотической направленности, армии и законам, а также рассматривались причины, по которым респонденты хотели бы покинуть страну. Посредством данного анкетирования было выяснено, что чувство патриотизма у современной молодежи постепенно уходит на второй план, что отражено в процентном соотношении. Так, среди студентов Гуманитарного Института (ТГНГУ) патриотом себя считают только половина, при этом остаться в России предпочитают только около 30% опрошенных, уехать из страны на время (обучение, проживание и т.д.) хотели бы 32%, навсегда 36%.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что общество находится в постоянной аномии, и такой вопрос, как патриотическое воспитание становится одним из острых вопросов современности.

Решая проблему патриотического воспитания современной молодежи, необходимо сформировать у них ценностное отношение к явлениям общественной жизни прошлого и современности. По словам Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края» [1].

«Условия наличия патриотизма – это возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа»[2]. Следовательно, чтобы патриотизм был не просто ушедшим в прошлое понятием, а важным явлением и чувством для каждого, патриотическим воспитанием должны заниматься как первичные агенты социализации (семья, друзья и т.д.), так и вторичные (школа, институт, церковь, государство и др.). Для того чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах предков в деле защиты Родины, преподавателям необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край. И в первую очередь показывать, что значит быть патриотом на личном примере.

Очевидно, что для того, чтобы изменить ситуацию в отношении патриотического воспитания и объединить усилия федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, скоординировать и направить их усилия по патриотическому воспитанию граждан России, и, прежде всего, молодого поколения, нужна единая государственная политика, целиком направленная на изменение ситуации. Для проведения в жизнь данной политики уже совершаются шаги, направленные на решение проблемы патриотического воспитания. Один из таких шагов это – государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Данная программа изначально была реализована в период с 2001 по 2005 год, а также на 2006 – 2010 годы. Результаты выполнения программы за 2011-2012 годы таковы: «В 2012 году... Подготовлено и проведено 81 мероприятие из 84 запланированных на федеральном уровне, в 54 из них активно участвовали органы власти субъектов Российской Федерации. Наряду с этим проведено более 1000 мероприятий межрегиональных и региональных уровней и более 5000 мероприятий на муниципальном уровне. В целях повышения эффективности и координации работы министерства и подведомственных ему учреждений, учебных заведений и организаций по выполнению государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г» сформирован Центр патриотического воспитания в МИД России.»(из доклада о выполнении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы)[4].

Исходя из того, что программа реализуется по настоящее время, можно сказать, что есть положительная динамика, но полностью проблема не решена.

С учетом всего вышесказанного, подведем итог: для формирования патриотизма и гражданственности среди молодежи необходимо создание соответствующей системы патриотического воспитания граждан, способной консолидировать и координировать усилия различных институтов общества и государства в этом направлении. Эта система должна включать в себя определенную нормативно-ценностную базу, которая будет точно определена. Также необходимо разработать конкретные мероприятия (классные часы в школах, конкурсы военно-патриотической песни, символики и т.п., знакомство с подвигами и открытиями российских героев и ученых), которые будут доносить до сознания граждан те нормы и ценности, которые должны быть известны и всегда актуальны для каждого гражданина Российской Федерации.

Литература:

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.

3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: [Электронный ресурс]. М., 2012. URL: http://gospatriotprogramma.ru. (Дата обращения: 5.09.2013).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: