Занимающихся фитнесом

Люди, живущие в современном обществе, как подчёркивают исследователи, чрезвычайно подвержены воздействию стресса [4, с. 15-16]. Особенно это актуально для женщин так называемого среднего возраста, от 30 до 50 лет. Практически для всех них характерны симптомы психо-эмоционального перенапряжения: быстрая утомляемость, раздражительность, беспокойный сон. В борьбе со стрессом и сопутствующими ему хроническими психо-эмоциональными расстройствами существенную положительную роль играет оздоровительная физическая культура [6, С. 151-152]. На сегодняшний день наибольший интерес у женщин, особенно среднего возраста, вызывают занятия такими видами фитнеса, как пилатес и силовой тренинг.

Однако инструкторы, преподаватели и все специалисты в сфере фитнеса в своей практической работе постоянно сталкиваются с противоречием между необходимостью оздоровления женщин среднего возраста и недостаточной разработанностью, как в теории, так и на практике вопроса о применении эффективной и доступной методики диагностики состояния психо-эмоциональной сферы занимающихся. В этой связи наше внимание привлекла проба Ромберга. Хотя данный тест разработан довольно давно, он оказался настолько удачным, что с успехом применяется в медицине в течение многих лет. Несомненным достоинством пробы является её простота и доступность. Для её проведения не требуется специального помещения, оборудования и медицинского образования.

Но следует подчеркнуть, что проба традиционно используется для изучения функций нервной системы и, в особенности, нервно-мышечных взаимосвязей, отчего и получила название «координационной пробы» [1, с. 154]. Между тем, в спортивно-медицинской литературе в последние годы появились сообщения о том, что проба Ромберга может оценивать не только состояние нервной системы, но и психики [3, с. 98-99; 5, с. 62-67]. Проба характеризует психо-эмоциональный статус спортсмена, поскольку отражает такие качества высшей нервной деятельности, как силу, подвижность и устойчивость нервных процессов в коре головного мозга. Научных исследований, посвящённых применению данного медицинского теста в фитнесе, мы в доступной литературе не обнаружили.

Цель настоящей работы – экспериментально проверить эффективность пробы Ромберга в качестве теста количественной оценки функционального состояния психо-эмоциональной сферы женщин среднего возраста, занимающихся различными видами фитнеса.

Экспериментальной базой наших исследований явился фитнес-клуб «Sparta» города Екатеринбурга. Педагогический эксперимент проводился с 19.11.2012 по 14.01.2013. Были отобраны 18 женщин среднего возраста от 30 до 45 лет, все посетительницы фитнес-клуба «Sparta» начального уровня подготовки. Мы разделили их на 2 группы – группу, занимающуюся по методу стотт пилатес в нашей модификации (экспериментальную) из 8 человек и группу традиционного силового тренинга (контрольную) из 10 человек.

Производился сравнительный анализ общего оздоровительного воздействия на организм и влияния на психическую сферу женщин занятий стотт пилатесом и силовым тренингом. Мы следили за эмоциональным фоном занимающихся. Обращалось внимание на их поведение во время занятий и на их отношение к тренировкам в целом. Перед началом эксперимента в обеих группах психо-эмоциональный статус женщин был не в лучшем состоянии. В дальнейшем результаты стали изменятся.

Тренировки пилатеса в целом оказывали более выраженное положительное влияние на психическую сферу женщин. Пилатес, по нашим наблюдениям, производил успокаивающее воздействие, особенно после рабочего дня, в отличие от силового тренинга, который, наоборот, психику на фоне уже имеющегося её утомления возбуждал, перенапрягал и даже истощал. По результатам проведённых медико-педагогических наблюдений и бесед, можно утверждать, что если женщина имеет плохой сон, раздражительность и плохое самочувствие, то лучше заняться пилатесом, который поможет нормализовать эти психо-эмоциональные нарушения.

В ходе эксперимента применялись такие методы исследования, как медико-педагогические наблюдения и беседы. Наряду с ними мы проводили с участницами эксперимента пробу Ромберга. Использовалась методика, применяемая В.И. Дубровским в спортивной медицине [2, с. 176-177], но в нашей модификации. Проба выполнялась в три этапа в статическом варианте.

Результаты мы оценивали по шкале, которая включала в себя как качественные показатели, так и их количественную интерпретацию в баллах в нашей модификации. Наряду со стандартными значениями «неудовлетворительно» (2), «удовлетворительно» (3), «хорошо»(4) и «отлично» (5), которые обычно применяются в медицинской практике, мы добавили такие значения, как 2/3 (промежуточное значение между «неудовлетворительно» и «удовлетворительно»), 3/4 (промежуточное значение между «удовлетворительно» и «хорошо») и 4/5 (промежуточное значение между «хорошо» и «отлично»). Критериями для подобных переходных значений служила динамика состояния обследуемых в ходе выполнения пробы.

Например, у женщины из экспериментальной группы, у которой в начале эксперимента наблюдалась твердая «двойка» (качание тела с необходимостью прилагать усилия, чтобы предотвратить падение), к концу эксперимента оценка немного улучшилась. Качание тела сохранилось, но амплитуда уменьшилась, и нарушения равновесия появились не сразу, а в последние секунды выполнения пробы. Однако это улучшение еще не является «удовлетворительной» оценкой. Поэтому мы и посчитали возможным ввести промежуточные значения между «двойкой» и «тройкой» для большей достоверности эксперимента. Все значения в модифицированной нами шкале оценок пробы Ромберга для удобства анализа переводились в баллы. Все измерения в ходе эксперимента проводились в каждой группе одновременно, четырёхкратно, с интервалом в 2 недели,

В ходе эксперимента наблюдалась следующая динамика пробы Ромберга. В группе пилатеса положительные сдвиги хоть и ненамного, но оказались более выражены, в среднем на 0,8 балла против 0,7 баллов в группе силового тренинга. Главное же, что положительные сдвиги в состоянии психо-эмоциональной сферы при занятиях пилатесом были более стабильны. Так, в группе силового тренинга в последнем измерении к концу эксперимента произошло снижение на 0,3 балла. В то же время в контрольной группе снижения показателей не было. На момент начала эксперимента у 4 женщин из группы силового тренинга проба оценивалась на «неудовлетворительно». Аналогично у 2 женщин из группы пилатеса психический статус тоже оценивался на «неудовлетворительно». Нужно отметить, что функции эмоциональной сферы у всех участниц эксперимента были на не слишком высоком уровне, только у одной женщины из группы пилатеса проба Ромберга была оценена на «хорошо». У всех остальных участниц эксперимента из обеих групп были в основном «тройки».

В середине эксперимента уже наметился положительный сдвиг, причём выраженный больше в группе пилатеса, там появились две «четверки», а количество «двоек» уменьшилось до одной. И наконец, после окончания эксперимента наблюдалось некоторое снижение показателей в группе силового тренинга. А в группе пилатеса достигнутые к концу эксперимента результаты оставались на том же уровне.

В целом, можно отметить, что количественные результаты пробы Ромберга хорошо согласовывались с качественными данными, полученными в процессе наблюдений и бесед. Женщины охотно участвовали в выполнении пробы. Она вызывала у наших занимающихся интерес и повышала уровень мотивации к дальнейшему самосовершенствованию. Сам факт использования медицинского теста для дополнительного контроля за состоянием здоровья укреплял доверие к преподавателю и облегчал педагогические воздействия на занимающихся в ходе тренировок.

На основании полученных нами впервые результатов можно рекомендовать пробу Ромберга для применения в фитнес-клубах в качестве объективного количественного теста оценки функций нервно-психической сферы занимающихся различными видами фитнеса.

Литература:

1. Граевская Н. Д. Спортивная медицина: курс лекций и практические занятия: учебное пособие / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. М.: Советский спорт, 2005. 304 с.

2. Дубровский В. И. Спортивная медицина: учебник / В.И. Дубровский. 4-е изд., доп. М.: ВЛАДОС, 2009. 528 с.

3. Макарова Г. А., Медицинский справочник тренера / Г.А. Макарова, С.А. Локтев. М.: Советский спорт, 2005. 587 с.

4. Смоленский А. В. Краткий курс лекций по спортивной медицине / А.В. Смоленский. М.: Физическая культура, 2006. 192 с.

5. Спортивная медицина: Справочник для врача и тренера: пер. с англ. / под ред. С.Х. Брауна. М.: Терра–Спорт. 2-е изд. 2003. 240 с.

6. Шихов А.В. Врачебно-педагогический контроль в оздоровительной работе: учебное пособие / А. В. Шихов. Екатеринбург: УрФУ, 2012. 192 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: