В.В. Шевцов

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный

инcтитут) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова,

канд. пед. наук, профессор кафедры физической подготовки

Д.С. Яковлев

канд. пед. наук начальник кафедры физической подготовки,

г. Тюмень

Модельно-целевое проектирование физической подготовки студентов-юношей

Модельно-целевое проектирование военно-прикладной подготовки студентов предполагает создание разноуровневых моделей: обобщенной модели военно-профессиональной деятельности и личности военнослужащего, модели интегрированной индивидуальности личности студента-выпускника, модели самого процесса физической подготовки, обеспечивающей достижение соответствующих модельных показателей.

Обобщенная описательная модель деятельности и личности военнослужащего, разработанная на основе анализа требований характера и условий различных видов учебно-боевой деятельности включает социально-психологические особенности, психологическую структуру военно-профессиональной деятельности и профессионально важные свойства и качества необходимые для эффективного решения задач в различных видах учебно-боевой деятельности.

В основе нашего варианта системного подхода к познанию индивидуальности личности студента и психолого-педагогическому обеспечению его развития лежит теория интегральной индивидуальности [1].

На основе обобщенной модели военно-профессиональной деятельности и личности военнослужащего нами разработана модель интегральной индивидуальности личности студента-выпускника включающая модельные характеристики и показатели физического развития, функциональных возможностей, психо-моторных качеств, психических и социально-психологических свойств личности.

В качестве базовых профессионально прикладных видов спорта в учебную программу по физической подготовке включены следующие виды спорта: летний и зимний полиатлон, атлетическое двоеборье, рукопашный бой (включая боевые приемы борьбы), преодоление специализированной полосы препятствий.

Таблица 1

Модельные характеристики студента-выпускника

(физическое состояние)

Показатели Ед. изм. Период, модельные характеристики
Исходный 3 курс 4 курс
Физическое состояние
1. Физическое развитие В пределах возрастной нормы (длина тела, масса тела, весо-ростовой индекс, окружность грудной клетки, экскурсия)
2. Функциональные возможности кардио-респираторной системы        
ЧСС в покое уд/мин 74-72 70-68 66 и <
ЧД цикл/мин 14-12 10-8 6 и <
АД (СД/ДД) мм рт.ст от 110/60 до 120/80  
Проба Генча с 28-34 35-40 40-45
Проба Яроцкого с 22-26 30-35 36-40
Время восстановления ЧСС после 20 приседаний с 4000-4200 4300-4500 4600 и >
Проба Руффье индекс 11-10 7-6 5 и <
3. Двигательные способности        
Выносливость общая и скоростная (Бег 1 км) мин., с 4.0-3.50 3.30-3.20 3.10 и <
Бег 3 км мин., с 14.40-13.40 12.30-12.0 11.30-11.0
Бег на 400 метров мин., с 1.18-1.12 1.10-1.04 1.02 и <
Бег 4×100 метров мин., с 1.20-1.24 1.12-1.08 1.06 и <
Подъем с переворотом кол-во раз 2-4 6-8 10-12
Подъем силой кол-во раз 2-4 5-6 7-8
Силовые способности        
Подтягивание на перекладине кол-во раз 7-8 13-15 16-18
Сгибание - разгибание рук в упоре на брусьях кол-во раз 10-14 26-28 30-35
Угол в упоре на брусьях с 2-3 15-20 25-30
Левая кисть кг 42-44 46-48 50 и >
Мышцы спины кг 125-130 140-150 160 и >
Скоростные способности        
Бег на 60 м с 9.0-8.8 8.6-8.5 8.4-8.3
Бег на 100 м с 14.8-14.6 14.4-14.2 14.1-13.8
Скоростно – силовые способности        
Тройной прыжок с места см 560-600 640-680 720 и >
Поднимание туловища за 1 мин кол-во 38-40 44-48 48-50
Рывок гири 24 кг кол-во 20-25 40-45 50 и >
Толчок двух гирь по 24 кг кол-во 6-8 10-12 15 и >
Челночный бег 10×10 м с 28.5-27.5 26-25.5 25 и <
Гибкость (наклон вперед) см 7-9 14-15 16 и >
4. Военно – прикладные умения и навыки
1. Метание гранаты на дальность (Ф-1) м 30-34 36-38 40-42 и >
2. Метание гранат на точность очки      
3. Стрельба ВП-1 очки      
4. Владение приемами рукопашного боя баллы      
5. Плавание брасом, 100 м мин., с 2.36-2.20 2.0-1.50 1.40 и <
6. Ныряние в длину м 10-12 16-18 20-25
7. Лыжные гонки на 5 км мин., с 26-28 25-24 23-22
8. Марш бросок на 5 км мин., с 28 и > 25 мин 23 мин 30с
9. Спортивный разряд по военно – прикладному виду спорта (или по полиатлону)        

С учетом характера и условий соревновательной деятельности в указанных видах спорта разрабатываются модельные характеристики спортсменов различной квалификации. Затем осуществляется проектирование макроцикла физической подготовки, которое включает: проектное моделирование целевой соревновательной деятельности, моделирование сдвигов подготовленности и готовности студента к достижениям в макроцикле, модельное проектирование содержания и структуры макроцикла физической подготовки.

При проектировании целевой соревновательной деятельности необходимо: выполнить расчетное прогнозирование целевого спортивного результата, смоделировать внешнеповеденческие и биофункциональные парциональные (частные) параметры целевой соревновательной деятельности.

Ориентиром, гарантирующим достижение определенных спортивных результатов, являются показатели модельных характеристик, на них направлена учебно-тренировочная деятельность студента в подготовительный период.

Заключительным шагом является модельное проектирование содержания и структуры макроцикла физической подготовки. Основное содержание макроцикла физической подготовки составляют три группы физических упражнений: специально-подготовительные (целостного и фрагментарного моделирования соревновательной деятельности), параспециально-подготовительные (отличающиеся от соревновательных по некоторым параметрам) и общеразвивающие.

Проектировочная стадия завершается операциями по проектированию порядка развертывания процесса подготовки в предстоящем макроцикле. Осуществляется программирование содержания. Объема, интенсивности нагрузки по периодам макроцикла фундаментальной подготовки (общей и специальной) и соревновательного периода.

Периодом основных соревнований в рамках учебного процесса является период сдачи зачетов (экзаменов) по практическому разделу физической подготовки.

Общий уровень тренировочной нагрузки на протяжении макроцикла возрастает, достигая максимума за одну – две недели до основных соревнований (зачетов, экзаменов).

На стадии реализации проекта осуществляется поэтапный контроль. В качестве основы принята система контрольно-тренировочного микроцикла. Каждый контрольно-тренировочный микроцикл развертывается по трем фазам: первая (2-3 дня) - выравнивающая, вторая (2 дня) – тестирующая, третья (2 дня) – восстановительная.

В случае рассогласования показателей разработанного модельного проекта и результатов комплексного тестирования осуществляется коррекция деятельности студента и преподавателя на очередной мезоцикл.

Развитие интегральной индивидуальности личности в условиях специально организованной физической подготовки студентов к военной службе является одной из основополагающих функций опережающего отражения действительности и заблаговременного формирования военно-профессиональной пригодности.

Литература:

1. Шевцов В.В. Модельно-целевое проектирование физической подготовки // Формирование пригодности учащейся молодежи к военной службе. Монография. – Тюмень – Уфа: БРО АВН, 2010. – С. 158 – 161.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: