Слово 21. О ветвях зла

1. Надобно сказать о ветвях зла для того, чтобы человек познал, что значит страсть, и что отлучает его от Бога, чтобы он испрашивал помощи Божией против каждой страсти и, подкрепляемый Божественною силою, возмог победить оные и из­гнать из себя. Страсти суть язвы души, отлучающие оную от Бога. Блажен тот, кто очистился от них. Таковой, как словесная овча приносится в жертву, благоприятную Богу, и услышит оный радостный глас Господа: «добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Го­спода твоего» (Матф. 25 21). Те, которые хотят испол­нять плотские похотения, и не заботятся врачевать себя святым покаянием, чтобы быть чистыми и свя­тыми, (те) окажутся в час нужды обнаженными, не имеющими ризы добродетелей, и ввергнутся во тьму кромешную, где находится диавол, облеченный в одежду страстей, каковы суть: блуд, похоть, сребролюбие, уныние, злословие, гнев, вражда, тщеславие и гордость. Сии суть ветви зла; есть и еще много подобных им, как то: невоздержание, украшение тела, рассеянность, леность, смехотворные слова, бесстыдство, роскошь, попрание совести, небрежение о суде Божием, зависть, ложь, человекоугодие, лжесвидетель­ство, ложное уверение в знании, дерзкое присвоение себе учительства, желание прибыли, малодушие, нетерпение, ненависть к ближнему; когда кто не укоряет самого себя, любит человеческую славу; когда изы­скивает роскошные яства, когда исполняет похотения тела сердцем, подает повод к соблазну, хва­лится своим разумом, спорит и препирается, когда следует собственной воле, почитает себя добрым и мудрым, когда почитает брата своего грешным или безумным и уничижает его.

2. Сии ветви зла растут и усиливаются в бедной и несчастной душе, доколе не отлучат ее от Бога. Это те тягчайшие бремена, коим Адам подклонил хребет, когда вкусил от запрещенного древа. Это те недуги, о коих сказано: «Сей грехи наша носит, и о нас болезнует» (Ис.53, 4); их то Господь наш Иисус Христос умертвил на кресте. Это мехи ветхие, в кои не вливают вина нового. Это те пелены, коими связан был Лазарь. Это те демоны, коих Христос послал в стадо свиней. Это ветхий чело­век, коего совлещись заповедует Апостол, когда говорит: «Плоть и кровь царствия Божия наследити не могут» (1Кор. 15, 50). И еще: «Аще бо по плоти жи­вете, имате умрети» (Рим. 8, 13). Это суть те волчцы и терния, кои произрастила земля Адаму, когда он изгнан был из рая. Христово же «иго благо и бремя легко есть» (Матф.11, 30). Безгневие, чистота, кротость, благость, духовная радость, воздержание от всех страстей, любовь ко всем, святое рассуждение, непо­колебимая вера, терпение скорбей, отлучение от мира, желание исшествия из тела и соединения с Господом Иисусом Христом. Вот те легкие бремена, которые Господь нам повелел носить. Это тот путь, для совершения которого святые перенесли столько трудов и скорбей. Сего никто не может достигнуть, если не совлечется ветхого человека, не освободится от страстей и не стяжет любви: ибо любовь (к Богу) освобождает человека от всех забот и попечений.

3. Невозможно также, чтобы любовь (Божия) в нас обитала, доколе любим что либо мирское. «Не можете, - говорит Апостол, трапезе Господней причащатися, и трапезе бесовстей» (1Кор. 10, 21). И Исаия: «Кто возвестит вам место вечное? Ходяй в правде, глаголяй правый путь, ненавидяй беззакония и неправды, и руце оттрясаяй от даров; отягчаваяй уши, да не услышит суда крове; смежаяй очи, да не узрит неправды. Сей вселится в высоце пещере камене крепкаго; хлеб ему дастся и вода его верна» (Ис.33,14, 16). Видишь ли, какими почестями и наградами Господь ущедряет тех, кои в сем кратком поприще жизни подвизаются мужественно, и чрез терпение скорбей и умерщвление тела, свергают с себя бремя мира сего. Видишь ли, как Бог помогает в трудах тем, кои отсекают собственные воли и изгоняют все страсти, потому что они свою волю покорили воле Божией. Напротив те, которые следуют сво­им волям, хотя и начинают духом, но поелику желают исполнять свои хотения, то и не могут про­тивостать врагам, но оканчивают (начатое) плотию, и погубляют труды свои. Посему укоряет их пророк Иеремия, говоря: «проклят (человек) творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10). Видишь, каким образом Бог не оказывает помощи тем, которые хотя предали себя на служение Ему, однако работают и своим страстям; (таковых Бог) оставляет и предает их в руки врагов; и они, вме­сто чести, которой ищут у людей, впадают в бесчестие и поношение: ибо не противоборствовали вра­гам (должным образом), и чрез сие не получили помощи Божией к побеждению оных. Подлинно, как и все Писание свидетельствует, что Бог тогда только внемлет человеку, когда сей молит и про­сит Его, (пребывая в труде и удручении тела. Посему приступим к Его милосердию со всею рев­ностно, со слезами и злостраданием тела, покоряясь всем людям Господа ради, смиряясь пред братиями нашими, как мудрейшими нас, не воздавая никому злом за зло, ни о ком не помышляя с худой сто­роны в сердце нашем, но имея со всеми едино сердце и едину душу.

4. Что же касается до вещей, необходимых для тела, не будем употреблять сих слов: это мое. Тщательно будем хранить сердце свое и наблюдать, куда оно стремится, дабы не помышлять о чем-либо срамном и нечистом. Будем удерживать тело от насыщения, чтобы в нем не возбудились его страсти, чтобы тело покорилось душе, а душа уму; чтобы чрез сие душа могла соделаться чистою невестою, не имеющею никакого порока, и могла призывать своего жениха: «Да снидет брат мой в вертоград свой, и да, яст плод овощей своих» (Песн. Песн.5, 1). Братия! Будем прилежать со всем усердием и тщанием к тому, чтобы получить сие дерзновение, и услышать от Него сии слова: «Хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною; ибо Я возлюбил их, якоже возлюбил Мя Отец и Ты во Мне и Аз в них» (Иоан.17, 23, 24). Святая, единосущная и безначальная Троица да явит нам милосердие Свое, и да обрящем прощение и отпущение грехов со всеми святыми в день суда. Ибо Ее есть слава и власть во веки веков. Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: