II. Управление в древних цивилизациях

__________________

ратурой греко-римского периода подчинения Египта. Все эти со­чи пшия раскрывают комплекс отношений египтян, в том числе правления. Последние нашли свое отражение в работах «Инст- с иция Визирю», «Наставление Иераклеопольского царя сыну», 11.н тавления царя Аменемхета I» и др.4 Ссылаясь на Климента

Александрийского, Б.А. Тураев сообщает, что последний называл канон из 42 священных книг, которые содержат в том числе реко­мендации по организации управления храмовым хозяйством. Это «Книга всех писаний для руководства», «Книга храмового персонала», «О короновании царя», «Служебник» и др.

Любопытен и такой документ, как «Поучение Гераклео- польского царя своему сыну Мерикару» (Б.А. Тураев переводит его название «Наставление Иераклеопольского царя сыну»). Вместе с комментариями он помещен в работе «История Древне­го Востока» под ред. В.И. Кузищина (2002). Гераклеополь - древ­неегипетский город на берегу канала, соединявшего Нил с Мери- довым озером у входа в плодородный Файсомский оазис. В XXII - начале XXI в. до н. э. Гераклеополь считался столицей Египта. «Поучение составлено в XXI в. до н. э. в период правления Герак- леопольского царского дома (IX-X династии). Текст известен по трем иератическим папирусам середины Нового Царства».

Эти поучения, как и многие другие источники древности, являют собой ценнейший документ по истории управленческой мысли того далекого общества, в том числе имевших место отно­шений управления. При этом прослеживаются такие важные элементы управления, как власть и влияние, наказание и поощре­ние, мотивация и стимулирование (моральное и материальное), доброжелательность и справедливость, исполнительность и дис­циплина и др.

По содержанию текст данного документа может быть под­разделен на несколько частей, каждая из которых определяет по­ложение правителя государства.

Прежде всего, в начале текста рассматриваются отношения царя к возмутителям спокойствия (мятежники, недовольные ре­жимом, подстрекатели беспорядков, злопыхатели, бунтовщики). С этими людьми следует безжалостно расправляться, не щадить их семьи, друзей, всех, кто им сочувствует. О них должны забыть.

Другое дело - люди, добросовестно исполняющие установ­ленные правила и предписания. Их необходимо поддерживать, но правителю всегда надлежит оставаться справедливым и доб­рожелательным, иначе, быть человеком доброго нрава, чтобы не осуждали люди.

Затем указывается на мудрость царя. При этом отмечается, что он должен помнить о заветах и опыте предков, учиться, изу­чать древние литературные источники (папирусные свитки). Царь обязан уметь говорить с народом и знатью, но не только


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: