Глава 5. Управление в Древней Индии и Древнем Китае

__________________

В пп. 140-225 дается пояснение о том, как и каким образом мирю следует заниматься вопросами управления государством, именных действий, выбора стратегии в войне, материального, са­йт арного обеспечения войск, захвата добычи, вознаграждения m ишов после успешного сражения и собственно распорядка жиз­ни м выполнения обязанностей главного военачальника.

В 8-й главе «Законов Ману» речь идет об организации и | м'уществлении судебного дела. Это как бы изложение правовых 111 >1 >м по различным делам людей, проживающих в государстве. 1д('сь расписаны все правонарушения, виды наказаний и защи- | i.i людей, отношения к собственности, организация судопроиз- иодства, участие в нем царя и брахманов, порядок рассмотрения лгл и т. д. Если рассматривать «Законы Ману» в целом, то это свод норм морали и этики, определяющих характер, особенности и по­рядок жизни и деятельности древнеиндийского общества. Их не | бедует отождествлять с каким-либо правовым кодексом, хотя многие сторонники правового подхода так и поступают. Это ско­рее изложение дхармы и не что иное, как правила добродеятель- мого поведения человека в зависимости от занимаемого им места и обществе.

Заканчиваются законы фразой: «На этом дхармашастра пиященное предание - сборник предписаний и поучений. Н/шм. авт.) Ману окончена».

Анализ данного текста дает четкое представление об орга­низации государственного управления в Древней Индии начи­ная с территориально-социальной структуры: община, десять об­пит, сотня, область. Во главе каждой такой единицы стоит уп- рлиляющий, подчиненный по иерархии царю. В качестве ’ цементов управления государством представлены непосредст- иенно царь, его аппарат управления, город, в котором обосновал- I царь, царская казна и система налогообложения, военные фор­мирования и подвластная царю территория с проживающим на ней населением, а также союзники,.Кроме того, царю необходимы • нужба разведки и информации, домашний жрец, помощники во тех делах, астрологи и судьи. В обязанности царя вменяется со­блюдение норм этики по отношению к приближенным и поддан­ным, нарушителям закона, покоренным врагам, царским фамили­ям и лично к себе как владыке. Это гуманность, справедливость, '"■(пристрастие, добродетель, непроявление жестокости, сдер- Iлпностьи др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: