__________________
В пп. 140-225 дается пояснение о том, как и каким образом мирю следует заниматься вопросами управления государством, именных действий, выбора стратегии в войне, материального, сайт арного обеспечения войск, захвата добычи, вознаграждения m ишов после успешного сражения и собственно распорядка жизни м выполнения обязанностей главного военачальника.
В 8-й главе «Законов Ману» речь идет об организации и | м'уществлении судебного дела. Это как бы изложение правовых 111 >1 >м по различным делам людей, проживающих в государстве. 1д('сь расписаны все правонарушения, виды наказаний и защи- | i.i людей, отношения к собственности, организация судопроиз- иодства, участие в нем царя и брахманов, порядок рассмотрения лгл и т. д. Если рассматривать «Законы Ману» в целом, то это свод норм морали и этики, определяющих характер, особенности и порядок жизни и деятельности древнеиндийского общества. Их не | бедует отождествлять с каким-либо правовым кодексом, хотя многие сторонники правового подхода так и поступают. Это скорее изложение дхармы и не что иное, как правила добродеятель- мого поведения человека в зависимости от занимаемого им места и обществе.
|
|
Заканчиваются законы фразой: «На этом дхармашастра пиященное предание - сборник предписаний и поучений. Н/шм. авт.) Ману окончена».
Анализ данного текста дает четкое представление об организации государственного управления в Древней Индии начиная с территориально-социальной структуры: община, десять обпит, сотня, область. Во главе каждой такой единицы стоит уп- рлиляющий, подчиненный по иерархии царю. В качестве ’ цементов управления государством представлены непосредст- иенно царь, его аппарат управления, город, в котором обосновал- I царь, царская казна и система налогообложения, военные формирования и подвластная царю территория с проживающим на ней населением, а также союзники,.Кроме того, царю необходимы • нужба разведки и информации, домашний жрец, помощники во тех делах, астрологи и судьи. В обязанности царя вменяется соблюдение норм этики по отношению к приближенным и подданным, нарушителям закона, покоренным врагам, царским фамилиям и лично к себе как владыке. Это гуманность, справедливость, '"■(пристрастие, добродетель, непроявление жестокости, сдер- Iлпностьи др.