__________________
Принято считать, что «Законы Ману» почти два тысячелг тия служили основой в упрочении режима власти и управлении централизованным государством и правового статуса людей в обществе. К началу новой эры Индия распадается на некрупные государства.
* * *
Опыт организации управления в Древней Индии внес много нового в развитие управленческой мысли, практику управлс ния, а можно считать, и в теорию управления государством на различных его уровнях начиная с семьи и кончая вершиной иерархии управления страной - монархом. Сохранившиеся документы достаточно полно определили не только общую структуру управления страной, но и описание непосредственно функции, процессов управления и методов их реализации. При этом акцент был сделан на моральную сторону отношений правителя и его чиновников к простому народу, в том числе и к рабам. Эти отношения формировались на основе доминирующих категорий этики: «добро», «доброжелательность», «доброе дело» и т. д., которые были строго определены в качестве исходного начала дхармы. И это являлось повторением опыта Израильско-Иудейского царства и управлении, основанном на моральных ценностях. В более ограниченном варианте они нашли отражение в буддизме. «...1. Воздерживайся от убийства. 2. Воздерживайся от воровства. 3. Воздерживайся от блуда. 4. Воздерживайся от лжи. 5. Воздерживайся от возбуждающих напитков»14.
|
|
Кстати, по богатству убранства, помпезности, роскоши и организации выездов царей и их встреч с населением Индия близка к Израильско-Иудейскому царству.
После кончины Ашоки, при котором Индийское государство достигло высокого уровня зрелости, оно постепенно теряет свои приоритеты. Как и в других крупных царствах, здесь начинается борьба между наследниками и претендентами. Одни из них свергаются, другие возвышаются, хотя и не на долгий срок. Вот что об этом пишет Э. Шмидт: «История Индии I тысячелетия н. э. является для нас как бы огромной мозаичной картиной, от которой сохранились лишь отдельные камешки или их небольшие группы... все говорит о появлении и исчезновении, о росте и падении малых и больших государств. Но ни об одном из государств мы не можем составить себе полной картины. Относительно некоторых из них сведения ограничиваются лишь
Глава 5. Управление в Древней Индии и Древнем Китае
__________________