__________________
пусть он в сопровождении жертвенного жреца, духовного учителя домашнего жреца принимает благопожелания и пусть видится с врачом, поваром, предсказателем. Обойдя с правой стороны корову с теленком и быка, пусть он идет затем в зал собраний; или же, распределив в соответствии со своими силами части дня и но чи, пусть ведет (свои) дела»9.
Отделы трактата подробно раскрывают функциональные обязанности руководителей в системе государственного, местного, хозяйственного, военного управления, внешних сношений, судопроизводства и других видов управления. При этом в «Артха- шастре» представлен перечень наименований должностей чинон ников. Для государственного управления - это министр])!, хранитель печати, главный сборщик податей, главный советник, послы, тайные агенты, служители царского дома и другие. За управление мастерскими и отраслями хозяйства отвечали надзиратели по торговле, добыче полезных ископаемых, судохозяйству, сбору пошлин. Выделялись надзиратели за скотом, лошадьми и слонами, земледелием, питейным делом, скотобойнями и другие, В военном управлении определялись главный военачальник, начальник пехоты, начальник колесниц, на местном уровне - градоначальник, инспекторы (районный и квартальный) и т. д.
|
|
В «Артхашастре» большое внимание уделено разработке таких основных функций управления, как организация, учет, анализ и контроль. Эти функции и их подфункции были вменены и обязанности всем чиновникам и служащим. К примеру, градоначальник, как и его инспекторы, а также сборщики податей, учитывал «...мужчин и женщин, их касту, род, имя и занятия и вместе с тем полное количество домочадцев, доходы и расходы»10. Помимо этого, градоначальника обязаны были подробно информировать о жизни и деятельности городского населения ремесленники и мастера, содержатели питейных домов, врачи, домохозяева, агенты (полицейские).
В целом «Артхашастра» явила собой средоточие идей, взглядов на управление как таковое, определивших в будущем постулаты теории управления. «Артхашастра» в современном понимании - наука об обретении власти, ее удержании и использовании. В этом документе доминируют приемы политики и управ- j ления, базирующиеся на этической основе11.
Другим замечательным источником древней мысли в области управления и политики Индии являются эдикты Ашоки (III в. до н. э.). Сборник этих актов при управлении рассматрива-