II. Управление в древних цивилизациях

__________________

Вместе с тем справедливости ради необходимо заметить, что доказательств исторической миссии Чжоу-гуна не существу ет. Прежде всего следует подчеркнуть то обстоятельство, что Чжоу-гун был не царем, а младшим братом основателя чжоуской царствующей династии У-Вана (1122-1116 гг. до н. э.). Престол от последнего перешел к его сыну Суну (Чэн-вану), который при вил с 1115 по 1079 г. до н. э. Поскольку преемник престола был еще ребенком, то его регентом стал дядя Чжоу-гун. Остерегаясь возвращения власти к династии Шан, хотя последний император был убит, но оставался его сын, который получил в свое правде ние удел и выступал в качестве вассала Чжоу, У-Ван назначил <>i себя царских наблюдателей (это были его братья) за шанским принцем. Помимо этого каждый из братьев У-Вана был князем своего владения10: Чжоу-гун (князь Лу), Цао-шу (князь Цао), Цай-шу (князь Пай), Кан-шу (князь Вэй). Но случилось так, что после кончины У-Вана его братья объединились с шанским принцем и выступили против Чжоу-гуна. В ответ на эти действия Чжоу-гун, заручившись согласием Чэн-вана, собрал войска и вы­ступил против мятежников, одолел их и казнил. Этими действи ями Чжоу-гуна была укреплена законность власти Чэн-вана.

Дискуссию о политической роли Чжоу-гуна мы оставляем в стороне. Ее достаточно подробно описывает в своей работе Х.Г. Крил. Несомненно одно, что при всех исторических заслугах Чжоу-гуна, не только ему, хотя ему в первую очередь, следует отдать должное в становлении и развитии чжоуской империи И это отмечает Х.Г. Крил: «Чжоу-гун сыграл важнейшую роль и консолидации власти чжоуской династии. Пожалуй, что он был третьим после Вэнь-вана и У-вана, кто более всего способствовал восхождению Чжоу. Но свой вклад в утверждение Чжоу внесли и другие исторические деятели, о которых мы не должны забы вать». Х.Г. Крил также подчеркивает, что деятельность Чжоу-гу­на по управлению государством была научно обоснована и зиж­дилась на идеях концепции «Мандата Неба», о которой было из вестно еще задолго до династии чжоуских царей. Согласно китайской мифологии, слово «небо» определяется как верхои ный дух, т. е. самый высокостоящий правитель над организован ной системой иерархии духов. Их положение, роль и значение определяются «Мандатом Неба» (Тянь-Мин). Этот мандат прс доставляет земному владыке (Тянь-цзы - «Сын Неба») право на управление страной и ее народом. «В религиозно-космологичес­ких представлениях древних китайцев Небо было создателем

Глава 5. Управление в Древней Индии и Древнем Китае

__________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: