II. Управление в древних цивилизациях

__________________

полевыми работами», «Поучения царя» и другие распорядитель­ные документы. Ко вторым - различного рода вознаграждения материального порядка. Х.Г. Крил относит их к финансам. Одна­ко необходимо отметить, что товарно-денежные отношения того периода находились еще в далеко не зрелом состоянии, но по­скольку имел место обмен продуктами труда, имеющими мено­вую стоимость, их можно условно отнести к финансовым отно­шениям. Речь идет о том, что правители Чжоу получали дань с удельных князей (редкие драгоценные изделия, раковины каури, шелковые ткани, кусочки металла). Поощряя подданных, чжоус- кие ваны использовали также различные материальные ценности (инструментарий экономических методов управления): жертвен­ные сосуды и ароматное вино, колесницы, сбрую и попоны для лошадей, самих лошадей, быков, земельные наделы, раковины каури и многое другое15. К третьим (воспитательным) методам управления следует отнести целый комплекс инструментов воз­действия, основными из которых являются морально-этические нормы: справедливость, доброжелательность, честность, трудо­любие, дисциплинированность. Все они были ориентированы на определенные социальные слои населения. Вот как об этом гово­рится в «Книге Перемен»: «...среди управляемых людей могут встретиться три типа: во-первых, люди, которые обладают как твердостью характера, так и податливостью его, и эти два качест­ва у них уравновешены; во-вторых, люди, у которых твердость и непреклонность характера преобладают; и в-третьих, люди, кото­рых по преимуществу характеризует их мягкость и обходитель­ность. Управлять людьми первого типа сравнительно просто, ибо для этого нужна только гармоническая многосторонняя полити­ка. При управлении людьми второго и третьего типа необходи­мо... принять во внимание, в чем проявляется их сила или сла­бость». Чтобы подчинить своей воле владетельных князей, при вители Чжоу использовали и такие средства, как совместное жертвоприношение, торжественные приемы и проводы, охоту, соревнование в искусстве владения оружием, а также создание морально-психологической обстановки (морально-этическим климат) при проведении всякого рода деловых встреч (деловою общения). Это изысканность убранства, яркость и роскошь одея ний, торжественность и чуткость в обхождении, восхваление под­чиненных, театрализованность (музыкальное сопровождение, выступление актеров, дрессировщиков и т. п.), иначе, создание ситуаций доведения, расположения и глубокого уважения.

Глава 5. Управление в Древней Индии и Древнем Китае

__________________

Конечно, выделить в «чистом» виде ту или иную группу ме- I (>дов невозможно. Как правило, они находятся во взаимодействии. Нов любой группировке эти методы срабатывали безотказно.

Завершая анализ организации управления государством 1 (ападное Чжоу, можно считать, что именно в этот период сфор­мировались взгляды на управление, исходные начала и собствен­но контур монархического управления государством.

Эта эпоха нашла свое отражение в ряде литературных па­мятников, в том числе в «Книге Перемен» (И-Цзин), «Книге документов» (Шу цзин) и др. В частности, в «Книге песен» (Ши цзин), в торжественных одах: «Ода Вэнь-вану» (основопо­ложник чжоуского царства), «Ода о царях Вэнь-ване и У-ване и о покорении царства Инь-Шан», «Ода о переселении племени Чжоу», «Ода У-вану», «Ода царю просвещенному (Вэнь-вану) и царю воинственному (У-вану)», в которых раскрываются управ­ленческая мысль тех времен и особенности становления управле­ния государством.

Прослеживая логику идей формирования государственного ■ гроительства и управления государством династии Чжоу в выше­названных произведениях, необходимо отметить следующее. Один п.1 предков дома Чжоу Дань-фу, будучи предводителем рода, собрал своих людей, привел их и расселил на территории Чжоу.

Жителей князь расселил изволеиьем своим:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: