II. Управление в древних цивилизациях
__________________
среду, что, учитывая полное доверие со стороны монарха, позволяло евнухам направлять и координировать процессы управления в стране по своему усмотрению. Таким образом, можно полагать, что последняя династия Древнего Китая (Хань), в целом продолжая линию на восстановление основ управления империей, выработанных в далеком прошлом, внесла в практику управления государством немало новаций, что впоследствии получило новое толкование и обрело определенный статут в иных странах и монархиях.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
Даосизм
Как было отмечено, государственность Китая зиждилась не только на практике организации управления прошлых лет, но и на учениях философских школ, которые начали формироваться уже в VI в. до н. э. Первым из них считается даосизм. Основоположник - Лао-цзы; предположительно жил в VII в. до н. э., ему приписывается произведение «Дао дэ цзин» («Книга о пути и добродетели»), Имя Лао-цзы овеяно легендами. Согласно мифическим сказаниям, он был рожден без отца от солнечной энергии, скопившейся в пятицветной жемчужине, которую проглотила его мать. Родился он через 81 год, выйдя из-под левого подреберья своей матери, когда она отдыхала под сливовым деревом. Слива - по-китайски «ли», что обозначило его фамилию. Даосские трактаты описывают Лао-цзы как главу всех бессмертных, который родился вместе с небом и землей. Ему приписывались магические способности (исчезновение, появление в облике животных, массовый гипноз и др.). В возрасте 200 лет Лао-цзы верхом на черном быке уехал на Запад и при пересечении пограничной заставы передал ее начальнику книгу «Дао дэ цзин». В Индии случилось так, что он стал отцом Будды. В философии Лао-цзы Дао занимает центральное место и трактуется как «невидимый, вездесущий, естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им». Однако есть еще два
|
|