__________________
направления философских построений - Дэ и У-вэй. Если Дао представлено как определенный природой путь зарождения, раз- пития, исчезновения и материальной праосновы существования нгех вещей, то Дэ рассматривается как моральная норма, нравст- иеиная ценность, а У-вэй - подчинение естественному процессу, | прмонии с Дао20. В трактате «Дао дэ цзин» Лао-цзы раскрывает ■ ущность, природу и дает толкование всех трех философских концепций в их единстве и противоположности, обозначая тем ' амым философское начало власти и управления. Приведем некоторые фрагменты из книги «Дао дэ цзин».
§ 17. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь к», что он существует. Несколько хуже те правители, которые I ребуют от народа его любить и возвышать. Еще хуже те правите- III, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает доверия, не пользуется доверием (у людей). Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естест- меиности».
§ 57. «Страна управляется справедливостью, война ведет- | и хитростью. Поднебесную получают во владение посредством недеяния. Откуда я это знаю? Вот откуда: когда в стране много мпретительных законов, народ становится бедным. Когда у народа много острого оружия, в стране увеличиваются смуты. Когда много искусных мастеров, умножаются редкие предметы. Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников.
Поэтому совершенномудрый говорит: “Если я не действую, народ будет находиться в самоизменении; если я спокоен, народ (ам будет исправляться. Если я пассивен, народ сам становится богатым; если я не имею страстей, народ становится простодушным”».
§ 68. «Умный полководец не бывает воинствен. Умный вони не бывает гневен. Умеющий побеждать врага не нападает. У меющий управлять людьми не ставит себя в низкое положение.;)то я называю дэ, избегающее борьбы. Это значит, следовать природе и древнему началу [дао]». "
Сторонниками даосизма считаются: Чжуан-цзы, Ле-цзы, '1н Чжу. Стремясь возвысить даосизм, они провозгласили его основателем древнего владыку Хуан-ди (2697-2598 гг. до н. э.) и палвали учение «Хуан-Лао чжи сюе», сочетая имя легендарного | ероя и Лао-цзы21.
II. Управление в древних цивилизациях
__________________
Легизм
Учением школы законников был легизм. Это «этико-поли тическое учение об управлении человеком, обществом и государ ством»22. Его основоположники: Гуань Чжун, Цзы Чань, Ли Куй, Шан Ян, Шэнь Бухай и Хань Фэй. Легизм основывался на прим ципах равенства всех перед законом, кроме правителя как их со здателя. Он предполагал регулирование со стороны государств* экономических процессов, постоянное обновление государствен ного аппарата, отказ от принципа наследования государственны х должностей, единый подход в присвоении рангов знатности, должностей, привилегий и жалований за службу в армии, воем ные заслуги; равные возможности при выдвижении на админист ративные руководящие посты, четкую иерархию и градацию ум равляющих как социального слоя; единый подход в понимании власти и управления, личную ответственность чиновников, цен зорский надзор за деятельностью работников государственного аппарата. Труд В.В. Малявина «Искусство управления» (200,' 1) дает возможность познакомиться с отдельными главами книги «Хань Фэй-цзи», посвященной проблемам завоевания власти и ее удержания. Приведем выдержку из пятой главы этой книги «Путь правителя» в переводе В.В. Малявина, где рассматривает ся проблема взаимоотношений правителя и его советников.
«Повелитель людей может столкнуться с пятью препятствиями: первое - когда советники закрывают доступ к государю; второе - когда советники завладевают казной и доходами государства; третье - когда советники самовольно издают указы. Четвертое препятствие - когда советники действуют ради своей славы; пятое препятствие - когда советники создают собственные клики. Если советники закрывают доступ к государю, он становится неспособным управлять. Если советники завладевают казной и доходами государства, государь не может оказывать милость подданным. Если советники самовольно издают указы, государь не имеет возможности приказывать. Если советники действуют ради собственной славы, государь не может прослыть мудрым. Если советники создают собственные клики, государь теряет своих подданных. Все это является прерогативой государя и не должно принадлежать его советникам».
Уже из этого фрагмента книги видно, насколько глубоко и тщательно Хань Фэй продумывал и прорабатывал проблемы организации управления. Он точно и строго определял роль, место






