* * *
Большое значение в формировании нравственных устоев ' тайского общества имел буддизм. Но к проблемам управления, | нк и в Древней Индии, он имел отдаленное отношение.
* * *
Среди древнейших китайских трактатов по проблемам правления выделяются работы, отражающие вопросы военно- in и политического искусства. Их авторы Сунь-цзы, У-цзы, Вэй Ъю-цзы, Шэнь Бухай, Чжугэ Лян, Гуй Гу-цзы, Су Сюнь. Как 111 мечают Н.И. Конрад и В.В. Мамьин, написанные в период с III в. /к) н. э. до III в. н. э., они по большей части не сохранились. До нашего времени дошли в основном фрагменты этих древнейших ■ очинений.
Оценивая их значение для науки управления, необходимо мметить, что мысли, идеи, взгляды и советы, предложенные ки- I л некими мыслителями, прежде всего ориентированы на психологию управления, на умение психологически переиграть про- I инника. При этом не игнорируется организация «военной маши- иы», включая в нее стратегию и тактику, роль полководца и нижестоящих военачальников.
Соотнося представления об управлении войсками, военны- ми действиями, государством и государственным аппаратом февних мыслителей Китая применительно к современным теориям управления и менеджмента, необходимо отметить их глубокую научность, детальную проработку в организации, стратегическом и тактическом поведении властителей и военачальников, что с большим успехом может быть применено в управлении I ранснациональными корпорациями и банками, в ценовой, сбы- ювой, торговой политике фирм, компаний и их объединений на мировом рынке.
* * *
Важной стороной управления в Древнем Китае было законодательство, которое определяло систему наказаний за проступ- ки (преступления), в том числе смертная казнь, обращение в раб- | гко, членовредительство, клеймение, телесные наказания, штрафы. Преступления могли быть разными: государственные, поинские, должностные, семейно-бытовые и др. Так, в чжоуском шконодательстве определены все виды наказаний, включая безнравственность. Но со временем законодательство развивалось и