Пусть и за сотню поколений, можно знать26

Однако так было далеко не всегда. К примеру, при динас - I II и Цинь работы Конфуция просто уничтожались. Как бы то ни | пало, сочинения древних в том или ином объеме дошли до наше- II) времени, обеспечивая идеологическую основу управления как иида деятельности в целом, так и государственного управления в Китае в частности.

* * *

Ретроспективно оценивая процесс зарождения, становле­ния и развития системы управления в Древнем Китае, можно от­мерить следующее. Уже в легендарный (додинастический) пери- 1 >д Древнего Китая, как свидетельствуют источники, дошедшие in Нового времени, в нем складывались основы государственно- И1 управления. Согласно мифологии, эти практические знания были получены от Неба («Мандат Неба») и в более-менее полной мере нашли воплощение в практике управления Западным Чжоу.

Сформировавшаяся модель управления государством За­падное Чжоу являла собой единовластное управление монарха с помощью большого аппарата чиновничества, который состоял '.не бы из двух частей. Одна часть исполняла функции распоря­дителя. Это были князья, владетельные князья, чиновники, от- III тственныё за порученные им территориальные формггрования,

I те, которые могли принимать управленческие решения во исполнение указов императора. Другая часть, как подчеркивает Ч.Г. Крил, - чиновники-функционалы. Они были призваны вы­полнять всевозможные обязанности, возлагаемые на них чинов- п 11 ками-распорядителями.

Построенная модель, хотя и была целостной, состояла из нескольких уровней управления, на каждом из которых начиная (императора находилось так называемое управляющее звено, иключающее распорядителя и функционалов. Сюда же можно от­нести и контролеров от императора, которые следили за ходом осуществления процессов управления (доведение до сведения подей указов императоров и их исполнителей, сбор налогов, осу-

II. Управление в древних цивилизациях

Ществление отработок, участие в общественных работах и др Кроме того, в данной модели были выделены виды управлепи (управление войсками, ритуалами, внешними связями, в сейм обучении (школе)).

Древняя монархическая система имела и свое законодн тельство, главным образом по наказаниям и правилам отправлю ния религиозных культов. Законодательство, определяя ком плекс наказаний, было дифференцировано по группам населен пн и обусловливалось этическими нормами, о чем свидетельству к и направления трудоустройства наказанных людей.

Используя в управлении государством инструменты рас порядительного, регламентирующего и нормирующего воздейп вия, древняя монархия Китая стремилась построить механизм рыночных, товарно-денежных отношений, что проявилось в по исках всеобщего ценового эквивалента, развитии торговых отнО шений с кочевыми племенами и западными странами.

Необходимо отметить и то обстоятельство, что в монархи ческом Китае глубоко понималась ценность системы знаний, об­разованности и развития философской, политической и упрап ленческой мысли.

Как свидетельствует история Китая, многие древние мыс лители наряду с императорами размышляли над проблемами уп равления страной. К примеру, Лао-цзи выдвинул свой подход, школа законников предложила свое видение, Конфуций изложил собственный взгляд на управление, Лю-цзы дал свою трактовку сути управления. Сравнивая учения философских школ Китая, следует отметить общее между ними. Так, учение Лао-цзи охва тывает управление государством, войсками, людьми. Легизм вы­двигает принцип равенства всех перед законом, кроме правителя, четкую структуру государственной власти, ее постоянное обнов­ление, материальное стимулирование за заслуги, но и контроль за деятельностью государственного аппарата. Конфуций также рас­сматривает управление государством, армией и людьми. Выдви­гая на первый план человека, он впервые разработал такие кате­гории этики, как долг, верность, благопристойность, гуманность и т. д., что определило необходимость использования в управле­нии норм этики и морали. В учении моизма тоже нашли отраже­ние этические проблемы, определяющие равенство между людь­ми. Таким образом, управленческая мысль в Древнем Китае охва­тывала все виды управления и акцентировала внимание на правовых и этических нормах как основе управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: