совершенствовалось. В законодательстве начала династии Хань правитель Вэнь-ди издал рескрипт высшим чиновникам, в кото ром отмечалось следующее: «“Закон - это основа управления [страной], [это орудие], при помощи которого запрещается насилие и защищаются хорошие люди. [Однако] в настоящее время [вместе с] осужденным нарушителем закона судят и арестовывают, чтобы подвергнуть [наказанию, также и его] не совершивших преступления отца и мать, жену и детей, и братьев. Мы ни в коем случае не [желаем] применять [такие законы]. [Представьте] ваши предложения!”
Оба первых советника Чжоу Бо и Чэнь Пин подали доклад, [в котором] говорилось: “Отдача под суд и арест вместе [с пре ступником также и его] отца и матери, жены и детей, и братьен имеет целью запугать его сердце и затруднить нарушение закона. Происхождение такого метода ареста очень древнее. В своих глупых размышлениях рабы считают этот древний [обычай] самым подходящим [для решения судебных дел]”.
Отвечая им, Вэнь-ди сказал: “Мы слышали, [если] законы справедливы, то народ честный, а [если] наказания соответствуют (преступлениям), то народ послушный. К тому же это чиновники являются теми, кто управляет народом и ведет его при помощи доброты. Если же [они] не могут вести [народ при помощи доброты] и еще обвиняют его, пользуясь несправедливыми законами, то такие законы, наоборот, причиняют вред народу и превращают в нечто жестокое. Мы не видим пользы от этого. Кто же [выскажет свои] соображения по этому поводу?”
|
|
В ответ Чэнь Пин и Чжоу Бо сказали: “Ваше Величество находит радость в [том, что] оказывает великую милость Поднебесной, благодаря чему [члены семей] преступников не подвергаются аресту, а не совершившие преступления не предаются суду вместе с [виновными]. Это [проявление] столь высокой добродетели, [каковой] мы, [Ваши] рабы, не можем достичь! [Ваши] рабы почтительно принимают рескрипт”.
[В результате] были полностью отменены законы об аресте [членов семей преступников] и о предании их суду вместе с [виновными]...»25.
Исторические изыскания китаеведов свидетельствуют о том, что многие трактаты и работы древних мыслителей Китая не сохранились, хотя, как пишет Конфуций, были стремления к накоплению прошлых знаний.
Глава 5. Управление в Древней Индии и Древнем Китае
Дом Инь основывался на образах дома Ся,
Что сохранил из них и добавил, можно знать;
Дом Чжоу опирался на обряды Инь,
Что сохранил из них и добавил, можно знать;
И о тех, кто, возможно, будет следовать за Чжоу,