Глава 1. Раннее христианство и подходы к управлению

i гно одержало бы полную победу. Некоторые бенедиктинские монастыри в Италии, Германии, Англии, Франции и Бельгии I и пились настоящими умственными светочами, были как бы университетами, рассадниками знания. Внутренние монастыр- • тс школы создавали контингент образованного монашества, приготовляли учителей, направлявшихся потом в другие места, шнчиние - просвещали представителей светского общества. Про- I тчценные иноки усердно и благоговейно переписывали ценные |", кописи.

Учить начинали в семь лет. Основой средневекового преподавания были так называемые семь свобод­ны х искусств (septem artes liberales). Но, прежде чем присту­пить к их изучению, необходимо было пройти элементарный i vpc. В этот курс входили: чтение псалтыри, письмо, церковное пение, церковное счисление и элементарный курс грамматики. | емь свободных искусств унаследованы средневековою шко- inii от императорского Рима и состояли из грамматики, рито­рики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музы­ки. Они распадались на два курса: первый назывался тривиум (11 ivium) и заключал в себе грамматику, риторику и диалекти­ку; а второй - квадривиум (quadrivium) - состоял из четырех ос тальных предметов.

Великую услугу оказали образованные монахи переписы­ванием книг. Не заготовь они столько экземпляров книг по раз­личным отраслям знаний, все предшествующие груды человече- i i на в области знания погибли бы для позднейших поколений. Просвещенные аббаты разыскивали ценные по содержанию ру­кописи, приобретали их для монастырской библиотеки и поруча­ми своим монахам переписывать их. Они меняли эти книги на та­кие, которых у них не было, но которые имелись и переписыва­лись в других монастырях. Так постепенно наполнялись, росли монастырские библиотеки».

* * *

Таким образом, роль христианства весьма велика в сохра­нении, накоплении и дальнейшем продвижении научных знаний, и том числе по управлению. Христианство как бы связало Древ­ний мир и Средневековье и проложило путь к дальнейшему про- i рессу. Христианство, первоначально будучи чисто абстрактным,!лмкнутым самосознанием, со временем преобразовалось в уни- иерсальную идеологию: «Отрицая... все национальные религии и

III. Управление в Средние века

Общую им всем обрядность, и обращаясь ко всем народам без раз личия, христианство само становится первой возможной миро вой религией»16. Более того, христианские общины, имея много сходства с товариществами и культовыми сообществами, в Рим ской империи отличались от последних тем, что они воспринимл ли себя как единую семью, не замыкались в локальных интерс сах, а задумывались о судьбах всех обездоленных, в том числе христиан, в масштабах единой церковной организации - Все ленской церкви.

Термины управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: