double arrow

Hi. лемы является работа А.Р. Андреева «Монашеские ордена.

(И'мгдиктинцы, цистерцинанцы, кармелиты, иоанниты, тамплие­ры, севтонцы, францисканцы, доминиканцы, августинцы, капу-

Урсулинки, театинцы, иезуиты и другие» (2001). Уже из на-

>11,111 ия видно, что в книге собраны и тематически объединены и |/киейшие характеристики монашества как мощного движения, р н крыта его роль и значение, организация и собственно жизне- и ц ельность. Как пишет А.Р. Андреев, ссылаясь на Энциклопе- (ический словарь Брокгауза и Ефрона, старейшим (начало VI в.) ■ шадно-европейским орденом был орден бенедиктинцев. На примере Устава бенедиктинского ордена можно проследить, ка- • им образом складывалось отношение монахов к грамотности, ничитанности, уважение к знаниям и наукам. «Праздность - враг i vши, а посему в определенное время братья должны быть заня- I i.i I рудом телесным, в другое же время - душеспасительным чте­нием. А посему считаем нужным распределить то и другое время i.ik: чтобы от Пасхи до 1 октября, выйдя рано, с часа первого и

Пи по четвертый, они работали, что будет нужно; с четвертого

«кг часа и вплоть до шестого пусть слушают чтение. После же ше-. юго же часа, поднявшись от стола, пусть отдохнут на ложах сво­их при полном молчании; буде же кто захочет читать для себя, пусть читает так, чтобы не беспокоить другого. “Час девятый” со- мершается раньше, в половине восьмого часа, и вторично пусть рнботают, что нужно до вечери. Если же местные условия или (модность потребуют, чтобы они сами занялись сбором плодов, да иг огорчаются, ибо тогда они воистину монахи, буде живут тру-

I ом рук своих, как отцы наши и апостолы. Все же работы пусть назначаются точно из-за малодушных.

От 1 октября до начала Четыредесятницы, пусть слушают ■I ггние вплоть до исхода второго часа. Во второй же час исполня- ггся служба “часа третьего”, и до девятого часа пусть все работа­ми свое дело, какое им укажут. При первом же ударе к девятому часу пусть всякий отрывается от работы и ждет, пока ударят во и горой раз. После же трапезы пусть слушают чтение или поют псалмы.

В дни же Четыредесятницы, с утра и вплоть до третьего ча- | а, пусть слушают чтения, а затем вплоть до десятого часа пусть нес получат из библиотеки по книге, которую и читают по поряд­ку, целиком; книги эти выдавать вначале Четыредесятницы.

II усть будут также приставлено один или два старца обходить

III. Управление в Средние века

Монастырь в часы, когда братия прилежит чтению, и смотрен, чтобы кто-либо из братьев не впал в уныние, предаваясь праздно сти или празднословию, и, не прилежа чтению, не был бы не то п, ко бесполезен себе самому, но и вреден другим. И да не ходит брат к брату в неуказанные часы. В день же воскресных пусД прилежат чтению все, исключая лишь тех, которые поставленм на различные работы»14.

Ссылаясь на богословские труды, А.Р. Андреев дает пред ставление об организации управления в бенедиктинском монае тыре: «Каждый бенедиктинский монастырь находился под ум равлением наместника, избранного из числа братии и утвержден ного епископом. После избрания все монашествующие должны были оказывать ему полное, безответное и искреннее послуша­ние; наместнику же вменялось в обязанность пользоваться cboci'I властью справедливо и осторожно. “Его обязанность - это обл занности отца семейства и доброго пастыря. Несущий тяжелое бремя воспитателя душ, он должен отдавать себе в этом самый строгий отчет перед Богом, и почти каждая страница Устапа предписывает никогда не терять из виду эту страшную ответст венность”».

Структура управления общиной удивительным образом сочетала в себе авторитарный принцип и демократические нача ла; младшие должны были оказывать почтение старшим, посвя­щенные в пресвитеры наравне с остальными находились в пол­ном подчинении у наместника. По обычным делам управления игумены советовались со старцами, а по важным - со всей общи­ной. Настоятель монастыря избирался пожизненно; в помощь се­бе он назначал старших, наиболее уважаемых братьев, поручая каждому из них исполнение определенных должностей. Он мог советоваться с ними по всем важным вопросам, но его воля была связана только Уставом: «...заместитель Христа в монастыре, сни­сходительный отец и строгий пастырь, аббат управляет всем: и хозяйственной и духовной жизнью монастыря. Он - единствен­ный представитель монастыря в миру»15.

В истории человечества и, в частности, развития научных знаний, роль бенедиктинцев была неоценима. Об этом ярко напи­сано в книге К.И. Иванова «Средневековый монастырь и его оби­татели», выдержки из которой приводит А.Р. Андреев: «Бенедик­тинцы оказали неоценимые заслуги в области науки и образова­ния. До начала XIII века в этой области работали в Западной Европе только одни бенедиктинцы. Без их деятельности варвар-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: