III. Управление в Средние века

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (150-222 гг.). Им написаны работы в области философии, теологии, права, практи! ческой этики. В большинстве своем не сохранились. Высто й против язычников, ереси. Религию понимал как правоотношение Бога и человека, сформулировал принцип триединства христиан ского Бога, ввел понятие его «лиц» (ипостасей) и некоторые юри дические понятия. Выступал с критикой римской государствен ности и отстаивал церковную организацию.

Нет необходимости упоминать о противниках этих фило­софов и богословов. Таковых было достаточно много, и они были непримиримы в своих убеждениях. Однако, как уже отмечалось христианство устояло в этой неравной идеологической борьбе, сформировалось как целостное учение, мировая религия, оно средствующая в том числе управленческие воззрения на все сто­роны жизни общества, организационное формирование (подсш тема управления в государствах и система управления как в рим ской империи, так и за ее пределами) и способствовало образованию теократических государств.

В то же время христианство повлияло в определенной мере на образование института монашества, впоследствии средоточия научных, в том числе религиозных, философских, политических, а также управленческих знаний. Жизнь и деятельность монаше­ства нашла широкое отражение в отечественной и зарубежной исторической литературе13. Данная проблема столь глубока и об­ширна, что ученые многих стран стремились подробнейшим образом ее осветить. Не обошли эту проблему и богословские труды и энциклопедические издания, в том числе Энциклопеди­ческий словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), Большая со­ветская энциклопедия (1930) и др.

Б. Рассел в своей книге «История западной философии» (2002) исследует зарождение монашеского движения. По его мне­нию, последнее проявлялось одновременно где-то в III в. в Египте и Сирии в двух формах отшельничества: монахов-одиночек и мо­нашеских общин. И те и другие как бы отрешались от земной жиз­ни и посвящали себя всецело служению Богу. Первое направление Б. Рассел связывает с именем египтянина св. Антония, второе - с именем, также египтянина, Пахомия. Если святой Антоний при­зывал людей принимать отшельничество, то Пахомий - к монас-1 тырским формам. Справедливости ради заметим, что отшельниче­ство как движение было известно уже в I тысячелетии до н. э. в древневосточных религиях и также проявлялось в двух формах.

Глава 1. Раннее христианство и подходы к управлению

Несомненно, значительным вкладом в развитие данной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: