Этот совет кажется очевидным, и все же, как выяснилось, когда мы обсуждали тему разрешения конфликта, он часто игнорируется. Слушание и перефразирование (активное слушание) полезно в обычном разговоре так же, как и во время конфликта. Все мы можем многое выиграть при слушании. Старайтесь уделить больше внимания этому аспекту вашей коммуникации.
Начало с согласия
Вы удивитесь, насколько лучше будете общаться с теми, с кем вы не согласны, если начнете свой разговор с обсуждения вопроса, по которому ваши точки зрения совпадают. Конечно, для этого вы должны внимательно слушать, так чтобы выявить то, с чем вы можете согласиться. Например, если вы спорите о том, кто будет мыть посуду, вы можете начать разговор так: «Я согласен (согласна) с"тем, что посуда должна быть вымыта». Если вы смотрите и слушаете внимательно, вы всегда можете найти точку соприкосновения — то, в чем вы согласны со своим собеседником.
«И», а не «но»
Слово «но» как старательная резинка: оно уничтожает все, что ему предшествовало. Когда кто-либо говорит: «Да, ваши потребности нуждаются в удовлетворении, но...», то имеет в виду: «Ваши нужды могут быть важными в тот или иной момент времени, но давайте забудем о них, потому что я собираюсь сказать вам о том, что действительно важно». Другими словами, значимость ваших нужд нивелируется. Обращайте внимание на то, как люди используют слово «но», и вы получите действительное понимание того, как они общаются. Проследите за тем, как вы сами используете слово «но»!
|
|
Заменить слово «и» на «но» так просто и вместе с тем так трудно. «И» не отменяет все то, что предшествовало, а добавляет что-либо к этому. «Ваши нужды важны, и...» означает, что мы не обесцениваем ваши потребности, мы только рассматриваем их вместе с тем, что будет обсуждаться дальше. Используйте больше «и» и меньше «но».