double arrow

Специфика греческой философии


Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли "физиками", от греческого "physis" - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией было существенное развитие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. Ранние мыслители ищут некое первоначало, из которого все произошло. Само же первоначало представляло не просто вещество, как понимает его современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие её одушевленные существа. Уже у первых "физиков" философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм древней философии ("онтология" - "учение о бытии"). Ее центральный мотив - выяснить, что действительно есть, то есть пребывает в неизменных во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющимися таковыми) объяснения происхождения и сущности мира. На место мифологического порождения у философов становится причина.




Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления (диалектика - общая теория развития, учение о развитии и связях бытия, также само развитие). Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Однако диалектика натурфилософов, как и все их мышление, еще не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.

Древнегреческая философия возникла не в собственно Греции, не на Балканском полуострове, а на восточной окраине греческого мира - в ионийских городах западного побережья Малой Азии. Первые материалистические учения на грани 7-6 веков до нашей эры возникли в Милете - крупнейшем на то время из всех малоазийских городов. Здесь последовательно жили и учили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Задавшись вопросом о том, откуда все возникает, и во что все преващается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Все трое сочетали философское исследование, а также зачатки научного исследования с запросами и задачами разносторонней практической деятельности. Однако собранные и самостоятельно добытые ими знания являются для них не отдельными истинами наук (которых еще не было), и не только основой для практического действия, но прежде всего элементами цельного мировоззрения, объединяющего отдельные чувственные явления в мысли об общем для них вещественном первоначале.



Первым в ряду милетских философов был Фалес. Это был деятель, соединявший интерес к запросам практической жизни с глубоким интересом о строении мироздания. Как ученый он широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения 585 года до нашей эры. Для этого

предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте или в Финикии астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки. Свои географические, астрономические и физические познания Фалес связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или "воды". Все постоянно рождается из этого единого первоисточника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска на поверхности водоема. В то же время вещественное первоначало "воды" и вся произошедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевленности. Примером и доказательством Фалес приводит янтарь и магнит: они способны приводить тела в движение, следовательно - имеют душу.



Младший современник Фалеса Анаксимандр признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не "воду" и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от других веществ, не имеет границ, и поэтому есть "беспредельное", или апейрон. Все обособившееся от беспредельного должно за свою "вину" вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из апейрона выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Последний в ряду милетскх философов - Анаксимен, развил новые представления о мире. Приняв в качестве первовещества "воздух", он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. "Воздух" для него - дыхание, обнимающее весь мир подобно тому, как душа, будучи дыханием, держит нас. По природе своей "воздух" - род пара или темного облака и сродни пустоте.

Выходцем с греческого Востока был также Пифагор с Самоса, переселившийся при тиране Поликрате в Южную Италию, где он основал в городе Кротоне религиозную общину (союз пифагорейцев). Сам Пифагор ничего не писал, а учения, основанные им, претерпели в 5 и 4 веках значительную эволюцию, поэтому выделить первоначальное ядро учения Пифагор очень трудно. По - видимому, учение Пифагора, кроме собственно религиозного содержания и предписаний, заключало в себе и некоторое философское мировоззрение с невыделившимися из общего его состава научными представлениями. На его философию наложили печать занятия арифметикой и геометрией. Можно полагать, что в арифметике Пифагор исследовал суммы рядов чисел, в геометрии - элементарные свойства плоских фигур, но вряд ли ему принадлежат приписанные ему впоследствии открытия "теоремы Пифагора" и несоизмеримости отношения между диагональю и стороной квадрата.

Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями. По учению Пифагора, мир - живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или, что для Пифагора то же самое, воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи. В философии ранних пифагорейцев яснее, чем в учении их предшественников, милетцев, выступают характерные для первого периода древнегреческой философии зародыши будущих разногласий. Впоследствии, все усиливаясь, эти разногласия приведут к возникновению идеализма и к началу уже не прекращающейся в дальнейшем борьбы между материализмом и идеализмом.







Сейчас читают про: