Лекция 1. Предмет Философии. 4 страница

2) Категория является ступенями познания, в них закрепляются результаты познавательной деятельности, в этом заключается гносеологический аспект категории.

3) Категория является формами человеческого мышления. Без категорий невозможен мыслительный процесс. В этом состоит логическое значение категории. При анализе категорий необходимо учитывать выше изложенные три аспекта.

Принципы - это то что лежит в основе, некоторой совокупности факторов или знаний. Принцип - это исходный пункт объяснения. Различают принципы бытия и познания. Принцип материального единства мира, принципы развития, принцип всеобщей связи.т.д. Что такое закон?

Закон - это необходимое существенное, относительно устойчивое, повторяющееся, всеобщее, связь явлений мира. Поскольку понятие закона отражает лишь выполни определенные связи, постольку закон является неполным и приблизительным.

3) ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА

Все научные принципы отражают определенные стороны, т.е. объективное содержания. Принципы детерминизма отражают объективное взаимосвязи и взаимообусловленность явлений мира. Существуют различные формы детерминизма: пространственная, временная, необходимая, случайная. Ядром детерминизма выступает положение о существовании причинности, т.е. такой связи, в которой одно явление (причина) порождает другое явление (следствие), каковы соотношения между причиной и следствием:

1) Между причиной и следствием существует однозначная зависимость, хорошо этот вид связи изучен в классической физике. Наличие однозначной зависимости позволяет однозначно предсказывать будущее состояние системы, т.е. рассчитывается траектории небесных тел, космических аппаратов и.т.д Такая форма зависимости получила название Лаплассовского детерминизма.

2) Между начальным и будущем состоянием системы существует неоднозначная зависимость, на ее основе были разработаны вероятностные методы.

3) Форма детерминизма. Согласно синергетики будущее системы является неопределенным. Эта неопределенность обусловливает принципиальную непредсказуемость многих явлений. Развитие системы может пойти в одном или нескольких направлений. Бифуркация - качественное изменение системы.

Лекция 13. Постижение бытия

Вопросы:

1. Многообразие форм социального опыта. Принципы ценности постижения бытия.

2. Формы постижения бытия. Постижение бытия это сложный процесс в котором можно выделить следующие составляющие:

1. Постигающего (ученый, философ, богослов, художник).

2. Постигаемое (природа, общество, человек, бог и.т.д)

3. Средства постижения (чувственное, рациональное, художественные, экспериментальные, медитативные.)

4. Постигнутое (идеальный образ, который создает субъект постижения. Этот образ может быть научным, мифологическим и.т.д) Постижение бытия является более широким по сравнению с понятием научное постижение.

1. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА. ПРИНЦИПЫ ЦЕННОСТИ ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ.

Опыт- определенное состояние сознания - связь субъекта с постигаемым. В науке это связь субъекта с объективным миром, религии - абсолютизации бога. Постижение бытия происходит на основе различных форм социального опыта, чувственного, рационального, эстетического и.т.д. Все формы опыта качественно специфичны. Об этом говорит постигаемое (бог, природа и.т.д) и средства постижения. Все формы опыта не сводимы друг к другу. Об этом говорит невозможность выражения эстетического к рациональному разумному. Все формы опыта органически взаимосвязаны между собой. Их нужно рассматривать в целостности.

Все сказанное указывает на недопустимость абсолютизации какой-то одной формы опыта. В средневековье признавалась ведущая роль религиозного опыта. Такой подход порождает многочисленные трудности. Западно-европейская гносеология (теория познания) абсолютизировала чувственную и рациональную форму познания. (существовало два направления: империализм и рационализм). Эти формы упрощали духовную деятельность людей. Она подвергалась критики со стороны иррационалистических школ, делавших упор на явления бессознательного. Многие мыслители высказывали недоверие в адрес рационализма. Так Шопен-Тауэр (1788-1860) объявляет разум фикцией и противопоставляет ему волю. Воля по его мнению независима от контроля разума, родственна неисповедимым силам вселенной и выступает неким ее волевым порывом. Мир у него стал волей и представлением. ("Мир как воля и представление" - работа Шопен) В возникновении (возможности) разума стали сомневаться при решении проблемы искусства. "Самое главное в искусстве находится не в разуме человека, а в его сердце." /Белинский / Искусство нерациональная форма постижения мира, поскольку связана со сферой бессознательного.

Главный недостаток рационализма заключается в том что он претендует на разгадку всех секретов бытия. В отечественной философии широко распространены идеи сердечного познания, сердечной мысли. Сердечная мысль - это интуитивное познание. Эти мыли были заимствованы в православии где сердце является средоточием личной жизни человека. Сердце лежит глубже других сил ума, и воли и выступает для них основной деятельных способностей их которых выходит вся духовная жизнь. Идея сердечного познания нашла отражение в рамках Достоевского. Русские философы (Соловьев) создали оригинальную гносеологию основой которой является принцип целостности бытия., единства чувственного, рационального. Из этого принципа следует:

1. Существуют различные источники знаний: научные и вненаучные

2. Существуют такие элементы бытия, которые недоступны разуму, науке. (красота, как феноменальный абсолют.)

3. Различные элементы бытия выступают предметом науки, религии, искусства и.т.д.

2. ФОРМЫ ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ.

Рациональные формы. Рациональное - логически обоснованное теоретически осознанное знание. Оно выражается понятийными средствами, имеет коммуникабельный характер. Способно передаваться от одного человека к другому. Существуют различные формы рациональности:

- научное

- философское

- религиозное

- нравственное

- мифологическое

- художественно

- и.т.д

1. Научная рациональность базируется на объективных формах и строгих логических документов. Она свободна от ценностных элементов в личных качеств исследования. Наука и научный рационализм не одно и тоже. Научное постижение мира связано с действительностью чувств разума и бессознательного. Разум не продуцирует новые идеи. Он ими пользуется. Творческие мысли рождаются в сфере бессознательного.

2. Медитативная форма Медитация (размышление обдумывание) умственная деятельность направленная на приведение психики человека в состояние предельной духовной сосредоточенности. Достигается это с помощью разных средств:

- технических приемов (положение, контроль за дыханием)

- умственных действий, упражнений для постижения самого себя.

- Наркологических средств. В состоянии глубокой сосредоточенности человек обретает сверхъестественную способность к ясновиденью, ясно восприятию, ясно мышлению.

3. Мистическое религиозное постижение мира. Глагол "Мыин" Первоначально его смысл был связан с заветом "хранить молчание." Суть мистического мироощущения (опыта) сводится к представлению о двойственности мира. За привычным, каждодневным признается иное сверхъестественное бытие. Стремление вступить в земной контакт с ним. Мистика является основой всех религий. Под мистикой понимается тип религий, который подчеркивает непосредственное общение с богом. Мистическое постижение бытия основано на откровении. Суть последнего заключается в том что некоторые люди в особом сознании якобы говорят от лица бога. Бог открывает человеку тайны мира и человек должен в это верить. Высшая реализация откровений является свешенное писание. Хорошо известны факты, что люди в особом состоянии сознания могут понимать то, что в обычном состоянии понять невозможно. Реальность этих мистических состояний признается всеми религиями. В религии всегда существует что-то, что недоступно с помощью обычных средств. Специфика мифических непонятно иная нежели обычные впечатления бытия. Люди пережившие клиническую смерть с трудом подыскивают слова чтобы рассказать о встрече со "светоносным" существом от отделения души от тела. Человек, осуществивший мистический опыт оказывается не в состоянии изложить и описать собственные ощущения. Иначе говоря мистический опыт невыразим и специфичен. Он неадекватен земному опыту и не посвященный затрудняется понять то о чем идет речь. Мистические переживания это кратковременные вторжения человека в какое-то иное бытие. Религиозные деятели это бытие связывают с существованием бога. Они сугубо индивидуальны, абсолютны от разума и имеют место в узкой сфере бытия, личного опыта. Нельзя отметать допущение, что в мистическом опыте обнаруживается иное бытие. Вопрос о том раскрывает ли мистический опыт некие моменты сознания или указывает на достоверную феноменологическую реальность присутствии бога остается открытым. В мистическом опыте имеет место чувства присутствия кого-то. Это говорит о присутствии бога.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОСТИЖЕНИЕ БЫТИЯ.

Это художественно образная форма постижения действительности. Она требует особых средств постижения: чувственных и медитативных. Особенности зрительной и ясновидильной, слуховых и слухомыслительных слухозрительных и ясновоспроизведенных, рациональых и рациональномедитативных и.т.д. Художественное творчество связано с вдохновением. Художник приходит к своим идеям неким таинственным образом. Искусство это нерациональная форма постижения бытия. Музыкальное, живописное не может быть словесно пересказано. Но это не означает, что рациональный момент совершенно не выполняется в искусстве. В искусстве стихийно или сознательно воплощаются математические строгие закономерности сениметрии и гармонии. В нем всегда есть рациональные элементы. Любой вид искусства связан с интуицией озарением. Платон говорил о том что художник творит в неком божественном, умоисступлении. Искусство имеет в себе два элемента священное безумие и святую мудрость. Самое высшее в бытие (бог) невыразимо. Научное постижение бытия.

1) Практическая природа научного познания. Под практикой понимаются различные виды материальной деятельности людей.

- материальное право

- экспериментальная деятельность

- социальная практика К материальным явлениям относятся: политические и правовые отношения. На протяжении многих столетий мыслители не могли показать, что теория зависит от практики, подчиняется ей не обслуживает ее. И только диалектический материализм сумел показать, что человек познает окружающий мир в своей материалистической деятельности. Каково соотношение теории и практики Практика является основной и движущей силой развития научного знания. Материальная деятельность порождает потребность в знании законов природы и общества. Появление классической механики было "запланировано." Появление теории упругости и прочности (строительство мостов и.т.д). Лесоведенье связано кораблестроением. Практика космических полетов. О том, что практика обуславливает процесс познания, свидетельствуют все прикладные науки. Определенный момент познания только тогда становится предметом познания, когда он включается в материальную сферу => предмет познания и объект природы не одно и тоже. Объект природы становится предметом познания, когда он вовлекается в сферу производства. Теория обладает относительной самостоятельностью, независимо от практики. Об этом свидетельствует развитие фундаментальных наук. Эта независимость существует лишь в определенных границах. Относительная самостоятельность означает развитие науки по своим внутренним законам, независимо от текущей материальной деятельности людей. Знание в сфере науки представляют собой орудие получения новых знаний. Материальное знание способствует превращению знаний экономической, физической… Относительная самостоятельность науки обусловлена рядом причин:

- абстракции

- способом логики Момент диалектики

Результаты, полученные наукой на путях развития всегда материзуются, оказывают влияние на практику. Между практикой и теорией существует сложное взаимоотношение.

2. ИСТИНА

Категория нашего познания и вне его она не существует. Это понятие говорит о том, насколько значение мысли соответствуют действительности. Насколько они являются точными и верными. Истина - это правильное с определенной глубиной и точностью отражение (соответствие) действительности. Истина представляет собой итог познавательного отражения и существует виде положительных и отрицательных суждений объединенных в концепцию.

Истина добытая людьми представлена в виде законов, положений и.т.д, содержание которых не зависит от сознания людей. Поскольку истина является отражением материальной действительности она имеет объективное содержание и источник. Необъективных истин не существует. Если значение необъективно, то оно уже не истина, а обман, заблуждение

Вопрос о критерии истины является фундаментальным вопросом в теории познания. В истории науки были предложены различные варианты решения. Одни ученые полагали, что критерии истин находятся в органах чувств, поскольку они связывают человека с внешним миром. Все то, что выводилось из чувственно - данного являлось истинным. Истина - это то, что соответствует показаниям органов чувств. Такой взгляд не выдерживает критики. Чувственно - данным нельзя доказать ни одно положение, покольку оно охватывает бесконечное число объектов. Как бы не было велико число наблюдений оно не может охватить всех объектов. Другие мыслители пытаются найти различные формы логического доказательства и абсолютную истину рассматривают как предел к которому стремится наше знание. На этом основании абсолютную истину можно определить как сумму относительных истин. Отсутствие четкого предела не означает, что абсолютных истин не существует. Абсолютную истину отождествляют с вечными истинами. Вечные истины - истины факта. Вечные истины - это банальные истины. Их слабость заключается в том, что они мыслятся вне процесса движения, процесса познания. При анализе процесса познания необходимо обращать внимание не на существование вечных истин, а на исследование соотношения абсолютной и относительной истин. Поскольку относительная истина является приблизительным отражением действительности, поскольку она содержит элементы заблуждения. Абсолютная величина - это величина неизменная.

Относительная величина - изменяющаяся. Изменчивость (относительность) наших знаний зависит от субъекта. На этом основании нельзя делать вывод о том, что наши знания полностью зависят от субъекта. Наши знания зависят не только от субъекта, но и от изучаемого объекта.

Изучаемый объект обуславливает абсолютный момент наших знаний. Процесс познания противоречив, он включает в себя относительность, но не сводится к ней. Абсолютизация лежит в основе многих концепций (скептицизм). Диалектика абсолютного и относительного проявляется в диалектике абсолютной и относительной истин. Речь не идет о существовании двух истин, а о соотношении моментов абсолютного и относительного в одной и той же истине. Относительная истина - это правильное с определенной глубиной и точностью отражение действительности. Понятие относительное характеризует:

1. Приблизительность любых суждений, не исключающих ошибок и заблуждений.

2. Неполноту научных теорий, незавершенность человеческих знаний. Абсолютная истина - это такая истина, которая не может быть опровергнута ни в настоящем ни в будущем. Абсолютная истина рассматривается как элемент достоверного знания, которое содержится в любой относительной истине.

РАЗДЕЛ №1 «Основные идеи мировой философии»

Лекция №2.Философия Древней Индии и Древнего Китая.

Цели и задачи урока:

· показать наиболее выдающихся представителей философской мысли Древней Индии и Древнего Китая

· научить соотносить буддизм и конфуцианство к актуальным проблемам современности

· обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

1. Предфилософия.

2. Древнеиндийская философия.

3. Древнекитайская философия.

- 1 -

Философия зародилась 2500 лет назад в Китае и Индии. Первые философы – странствующие мудрецы и отшельники. Независимость от общественных устоев, традиций и стереотипов позволяла им свободно и критично размышлять о мире и человеке.

Зачатки философии ещё появились в Древнем Египте и Вавилоне. Эти зачатки проявлялись в форме мифологии того времени. Где присутствовали фантастические представления о возникновении мира, о смысле человеческого существования, о смерти и бессмертии человека. Этот период называют предфилософией – первый опыт осмысления человеком мира и себя в нём.

-2-

В Древней Индии философские учения формировались на основе мифологии, эпических поэм («Махабхарата», «Рамаяна»), религиозной литературы (Веды, Брахманы, Упанишады) и древней религии (Брахманизм). Большое влияние оказало священное писание брахманизма –Веды. В Ведах ставится вопрос о происхождении мира, о космическом порядке и о природных процессах.

Как же Веды и брахманизм понимали мир и человека? Причина мироздания – Бог Брахман, как Абсолютная личность. Мироздание состоит из трёх миров (трилока) – земного и двух божественных. В них обитают многочисленные живые существа: боги, люди, животные, демоны и т.д. человек является творением богов. Человек наделён Атманом – личным духовным началом, которое является основой его бессмертной души. Душа человека постоянно перевоплощается. Он регулируется кармой – Законом Воздаяния.

Постепенно в Индии сформировались философские школы. Их делят на два вида:

1. Ортодоксальные – признавали авторитет Вед, существование Бога, жизни после смерти, перевоплощении души, и высшие миры.

2. Неортодоксальные – часть из них не признавали авторитет Вед и были материалистическими, т.е. отрицали существование Бога, перевоплощение души и жизнь после смерти.

Характерные черты индийской философии

1. Развитие множества различных школ и течений.

2. Преобладание духовной проблематики.

3. Практический характер философии.

4. Объяснение зависимости и страдания живых существ, не знание истинной реальности.

Важнейшим религиозным философским воззрением является буддизм. Основная идея буддизма – вся жизнь человека это страдание. Причина – желания человека, как вспышки его страстей и привязанности к вещам. Преодолеть страдания можно лишь путём достижения особого состояния – нирваны, пути ухода человека от повседневных проблем и сосредоточении на самом себе. Этим самым буддизм проповедует идею физического и духовного совершенствования человека. Достигнуть нирваны смогут лишь те люди, которые ведут аскетический образ жизни, и не стремятся к наслаждениям. Аскеза – это добровольный уход от мирской суеты, выход из круговорота страданий в жизни.

-3-

В Китайской предфилософии поднимается множество поблеем, которые позже получат своё философское решение и обоснование. В Китае мифология была развита слабо, однако это компенсировалось широким распространением гадательной практики. Центральное место в предфилософии Китая занимало «Пятикнижие». В него входили: «Книга перемен», «Книга истории», «Книга песен», «Книга обрядов», и летопись. Авторы «Пятикнижия» задаются вопросом о происхождении зла в человеке. Откуда оно от Бога или от человека? И отвечают: «Зависят распри только от людей». В «Книге истории» рассматривается проблема первоначала мира. По ней существует пять первоначал – вода, огонь, дерево, металл, земля и пять явлений природы – дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер. Большая роль отводилась двум полярным силам – Янь и Инь. Эти силы многозначны. В тоже время в Китайской философии появляются понятия о Дао – это путь, естественный ход вещей, безличный мировой закон, который властвует над природой и обществом.

В 6 -5 вв. до н.э. сформировалось несколько философских школ:

1. Натурфилософская школа, главный представитель Цзоу Янь.

2. Даосизм, основатель Лао – цзы.

3. Конфуцианство, основатель Кун Фу –цзы.

4. Моизм, основатель Мо – цзы.

5. Школа закона (легизм), видные представители – Шан – Ян, Хань Фэй – цзы, Ли Сы.

Характерные черты индийской философии

1. Существование различных школ.

2. Решение проблем общественного управления, нравственных норм и правил поведения.

3. Исток и центральное понятие китайской философии – дао.

4. Слабое развитие логики и связи с наукой.

5. Большое влияние традиций через различные ритуалы.

Самым известным древнекитайским философом был Кун Фу –цзы (Конфуций). Он утверждал, что существует Небо – это некая высшая сила, неподвластная человеку и она наблюдает за потоком всех вещей в мире. Существует Поднебесная – где обитает человек. Существует Дао – мировой закон, которому люди должны подчиняться и следовать в своей жизни. Сыном Неба является Император. Общество представляет собой некую семью, в которой все дети подчиняются императору как своему отцу. Мудрецом станет лишь тот, кто во всём повинуется Небу. «Дети» императора обязаны выполнять его волю, т.к. через него говорит само Небо. Идеалом для простых смертных должен выступать человек, обладающий 5-ю постоянствами:

· Гуманностью

· Справедливостью

· Знанием правильного ритуала

· Мудростью

· Почтительностью.

Доклады:

1. Жизнь и философские воззрения Будды.

2. Жизнь и философские воззрения Конфуция

Вопросы для самостоятельного размышления

1. Какие вопросы волновали умы первых философов?

2. Какие древние философские учения вам известны?

Д/з. С.Р Аблеев Основы философии Тема2.1; В. Горбачёв Основы философии стр.18-20

Лекция №3. Античная философия

Цели и задачи урока:

· показать наиболее выдающихся представителей философской мысли Древней Индии и Древнего Китая

· научить соотносить буддизм и конфуцианство к актуальным проблемам современности

· обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

1. Периоды античной философии.

2. Философия Древней Греции.

3. Философия древнего Рима.

-1-

Античная философия зародилась в городах – государствах (полисах) Средиземноморья в 6 в. до н.э. в начале первого тысячелетия до н.э. начинается интенсивное развитие греческой культуры. Истоками греческой философии являются: гомеровские эпосы, мифология Гесиода и Ферекида, религия орфиков – последователей популярного Орфея, ранняя протонаука, произведения «семи мудрецов» и лирических поэтов. Выделяют 4 периода античной философии:

1. Ранняя античная философия (6в. до н.э.). Появляются первые развёрнутые философские учения. Фалес Милетский, Пифагор, Анаксимендр, Анаксимен, Гераклит, Парменид и др.

2. Расцвет античной философии (5 -6 вв. до н.э.). формируются основные проблемы и понятия древнегреческой философии. Активно развиваются различные философские школы. Зенон, Левкипп, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель и др.

3. Закат античной философии, иногда называемый периодом эллинизма (вторая половина 4 в. до н.э. – 1 в. до н.э.). В это время происходит осмысление философских идей выдвинутых в 1-2 периодах. Эпикур, Перрон, Сенека.

4. Упадок античной философии (1-6 вв. н.э.). Большинство школ античной философии прекращают своё существование или теряют влияние. Видные представители этого периода – это Прокл, Плотин, Аммоний Саккас.

-2-

Во всей античной философии основным философским мировоззрением был космоцентризм.- огромный и таинственный космос. Гераклит говорил: «Космос не создан никем из Богов, и не кем из людей». Три важнейшие идеи космоцентризма:

1. Происхождение мира

2. Непрерывное движение мира

3. Борьба противоположных начал в мире.

Человека рассматривали как микрокосмос или малая Вселенная. Фалес считал началом всех вещей в мире воду, Ксенофан – землю, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Платон - бестелесные идеи, которые порождают из себя вещи. Идеи существуют вечно и создают особый идеальный мир. Он выше всего остального мира. Аристотель считал, что основой мира является некая активная форма – как перводвигатель всего сущего. Все активные вещи возникают из пассивной материи под воздействием формы как активной причины

Аристотель выдвигает идею логоса – некий объективный и неуничтожимый закон мироздания и всеобщей закономерности. Сократ впервые обращается к теме человека, смысла его жизни. Человек рассматривался как существо общественное и нравственное. Подчёркивалось, что для того, чтобы верно ориентироваться в окружающем мире и жить в соответствии с его законами, человек должен познать самого себя и быть счастливым, придерживаться умеренного образа жизни. Творить добро, и не нарушать гармоничных отношений с окружающей природой.

Исследовав проблему человека, античная философия утверждала себя в качестве мировоззрения освобождения личности и осознающей себя в этом мире, как нечто самостоятельное и отдельное. В античной имелись многочисленные школы, учения и идеи. Наиболее известными были:

· Школа элиатов;

· Школа софистов;

· Школа скептиков;

· Школа стоиков;

· Киники.

Два направления философской мысли:

1. Материализм «линия Демокрита» - мир объяснялся причинами земного характера, которые находятся в самом этом мире. (движение атомов)

2. Идеализм «линия Платона» - мир объяснялся причинами сверхъестественного характера.

-3-

Самым известным древнеримским философом был Лукреций Кар, который развил учение древнегреческого учёного Демокрита об атомах. В основе мира видел движение неделимых атомов.

В целом в Древнем Риме наблюдается упадок философской мысли. Так, Сенека, активно развивал идею судьбы, некой верховной силы, которая изначально делает человека существом не свободным, обречённым на повиновение и рабство.

Эпиктет утверждал, что человек не в состоянии познать окружающий мир, по этому его нужно познать самого себя.

В философия эпоху кризиса античного мира преобладало пессимистическое мировоззрение. В целом античная философия сильно повлияла на западную, русскую, арабскую философские традиции, в которых на протяжении столетий значительное место занимала проблематика, сформированная греческими философами.

Доклады:

1 Философские воззрения Платона.

2 Философские воззрения Аристотеля.

Вопросы для самостоятельного размышления

1. Назовите крупных древнегреческих и древнеримских философов?

2. Какие древние философские учения доминировали в античной философии?

Д/з. С.Р Аблеев Основы философии Тема2.2; В. Горбачёв Основы философии стр.20-22

Лекция №4. Философия Средних веков.

Цели и задачи урока:

· показать наиболее выдающихся представителей философской мысли Средневековья и их философские взгляды

· научить соотносить учение средневековых философов к актуальным проблемам современности

· обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

1. Общая характеристика.

2. Философия Августина Блаженного.

3. Философия Фомы Аквинского.

-1-

В 5-15 в. в общественном сознании доминировал теоцентризм – его основная идея –мир был однажды сотворён богом. Человек тварное существо, созданное на 6 день из праха Земного. Сам мир представлен собой некую гигантскую пирамиду, имеет строгую иерархию.

БОГ

АНГЕЛЫ

ЧЕЛОВЕК

ЖИВАЯ ПРИРОДА

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Целью и смыслом любого человека – служение Богу, стремление к нему через поколение. Таким образом, философия средних веков переключает внимание человека с мира внешнего на внутренний мир веры, надежды и любви.

Теоцентризм учил, что созданный богом мир изменить невозможно, поэтому человеку остаётся изменить себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: