Обоснование задачи сопоставления и сравнения

ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ СДВИГА В ЗНАЧЕНИЯХ ИССЛЕДУЕМОГО ПРИЗНАКА

Сдвиг - это разность между последовательными замерами (вторым и первым). Сначала вычисляются разности отдельно для каждой из групп, а уж затем проводятся сопоставления двух рядов разностей (сдвигов), полученных в разных группах.

В психологических исследованиях часто бывает важно доказать, что в результате действия каких-либо факторов произошли достоверные изменения ("сдвиги") в измеряемых показателях. К числу таких факто­ров должен быть отнесен прежде всего фактор времени. Сопоставление показателей, полученных у одних и тех же испытуемых по одним и тем же методикам, но в разное время, дает нам временной сдвиг.

Сопоставление показателей, полученных по одним и тем же мето­дикам, но в разных условиях измерения (например, "покоя" и "стресса"), дает нам ситуационный сдвиг.

Мы можем создать специальные экспериментальные условия, предположительно влияющие на те или иные показатели, и сопоставить замеры, произведенные до и после экспериментального воздействия. Если сдвиги окажутся статистически достоверными, это позволит нам утверждать, что экспериментальные воздействия были существенными, или эффективными.

Во всех этих случаях мы говорим о сдвиге под влиянием контро­лируемых или не контролируемых воздействий. И здесь мы наталкива­емся на методическую трудность, которую оказывается возможным преодолеть только путем введения контрольной группы, которая не ис­пытывала бы на себе воздействия данного экспериментального фактора. Если нет контрольной группы, то сдвиг в экспериментальной группе может объясняться действием самых разных причин: временем суток, в которое производились замеры, важным для испытуемых событием, которое произошло между 1-м и 2-м замерами и по мощности воздей­ствия значительно перекрыло экспериментальный фактор и т. п. Мы никогда не сможем исключить той возможности, что изменения, достиг­нутые, как нам кажется, в результате наших воздействий, на самом де­ле объясняются неучтенными причинами. Вот если в экспериментальной группе сдвиги окажутся достоверными, а в контрольной группе - недос­товерными, то это, действительно, может свидетельствовать об эффек­тивности воздействий. При отсутствии контрольной группы мы конста­тируем, что сдвиг произошел, но не имеем права приписать его именно данным, изучаемым нами, факторам воздействия.

Основная идея использования критериев достоверности сдвига заключается в исследовании нетипичных сдвигов.

Сдвиг - это разность между последовательными замерами (вторым и первым, «после» и «до» влияния исследуемых факторов).

Если разность хпосле – хдо положительна, сдвиг называют положительным.

Если разность хпосле – хдо отрицательна, сдвиг называют отрицательным.

Если разность хпосле – хдо равна 0, сдвиг называют нулевым. Обычно такие сдвиги исключаются из рассмотрения.

После того, как разности подсчитаны, определяется преобладающее направление изменений. Сдвиги в преобладающем направлении называют "типичными". Сдвиги противоположного направления называют «нетипичными». Например, в исследовании получено 5 положительных сдвигов, 7 – отрицательных и 2 нулевых. В таком случае, так как отрицательных сдвигов больше, чем положительных, то типичным сдвигом является отрицательный, нетипичным – положительным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: