Алгоритм использования Т-критерия Вилкоксона

1. Проверить применимость критерия к данным выборкам.

2. Сформулировать гипотезы:

Н0: Интенсивность сдвигов в формировании навыков внимания в типичном направлении не отличается от интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

H1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении не отличается от интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

3. Подсчитать сдвиги. Подсчитать количество нулевых реакций и исключить их из рас­смотрения. В результате п уменьшится на количество нулевых реакций.

4. Определить преобладающее направление изменений. Считать сдвиги в преобладающем направлении "типичными".

Определить "типичные" и "нетипичные" сдвиги. Проранжировать их абсолютные значения. 5. Вычислить эмпирическое значение критерия – подсчитать сумму рангов "нетипичных" сдвигов. Найдем , где Ri – рангинетипичных сдвигов.

6. По таблице Критические значения Т критерия Вилкоксона определить критические значения Т кр. 1 для p≤ 0.05 и Т кр.2 для p≤ 0.01

7. Построить ось значимости, отметить на ней Т кр. 1, Т кр.2 и Т эмп.

8. Сделать выводы.

Задача

Психолог проводит с младшими школьниками коррекционную работу по формированию навыков внимания. Будет ли уменьшаться количество ошибок внимания у младших школьников после специальных коррекционных упражнений?

                         
после                        
до                        

Решение

Используем Т – книтерий Вилкоксона.

1. Проверим применимость критерия к данным выборкам.

а) Используется порядковая, интервальная или абсолютная шкала. В данном исследовании присутствует шкала не менее, чем интервальная. Условие выполнено.

б) Число элементов в выборках должно быть равным. Условие выполнено.

в) Количество испытуемых в каждой выборке находится в интервале от 5 до 50. Количество испытуемых в выборках находится в указанном интервале. Условие выполнено.

Итак, данный критерий применим к указанным выборкам.

2. Сформулируем гипотезы:

Н0: Интенсивность сдвигов при формировании навыков внимания в типичном направлении не отличается от интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

H1: Интенсивность сдвигов при формировании навыков внимания в типичном направлении не отличается от интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

3. Подсчитаем сдвиги.

                         
после                        
до                        
сдвиг -4   -12   -8 -6   -7 -12 -11   -2

Нулевых сдвигов 1, исключим их из рас­смотрения. Тогда объем выборки уменьшится на 1. Теперь п = 12 – 1 = 11

4. Определим типичные и нетипичные сдвиги.

Положительных сдвигов – 3

Отрицательных сдвигов – 8

Так как отрицательных сдвигов больше, чем положительных, то отрицательный сдвиг является типичным, а положительный – нетипичный.

Найдем абсолютные значения сдвигов.

сдвиг -4 -12   -8 -6   -7 -12 -11   -2
Абс. значения сдвигов          ƒ        

Проранжируем абсолютные значения сдвигов.

сдвиг                      
Абс. значения    ƒ              
ранги   2,5 2,5             10,5 10,5

Проверим ранжирование.

Сумма рангов типичных сдвигов: 2,5 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10,5 + 10,5 = 58,5

Сумма рангов нетипичных сдвигов: 1 + 2,5 + 4 = 7,5

Сумма рангов: 58,5 + 7,5 = 66.

Найдем сумму первых одиннадцати натуральных чисел, так как объем выборки п = 11.

= 66. 66 = 66 – верно. Ранжирование выполнено верно.

Т эмп = 7,5

5. По таблице Критические значения Т-критерия Вилкоксона определим критические значения Т кр. 1 для p≤ 0.05 и Т кр.2 для p≤ 0.01

6. Построим ось значимости, отметим на ней G кр. 1, G кр.2 и G эмп.

Так как Т кр.2 < Т эмп < Т кр. 1, то принимаем гипотезу H1: интенсивность сдвигов при формировании навыков внимания в типичном (отрицательном) направлении не отличается от интенсивности сдвигов в нетипичном (положительном) направлении на уровне значимости p≤ 0.05

7. Сделаем выводы.

Так как мы приняли гипотеза H 1, то на уровне значимости p≤ 0.05 можно утверждать, что количество ошибок внимания у младших школьников после специальных коррекционных упражнений будет уменьшаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: