1. Проверить применимость критерия к данным выборкам.
2. Сформулировать гипотезы:
Н0: Преобладание типичного направления сдвига является случайным.
H1: Преобладание типичного направления сдвига не является случайным
3. Подсчитать сдвиги. Подсчитать количество нулевых реакций и исключить их из рассмотрения. В результате п уменьшится на количество нулевых реакций.
4. Определить преобладающее направление изменений. Считать сдвиги в преобладающем направлении "типичными".
Определить количество "нетипичных" сдвигов. Считать это число эмпирическим значением G критерия знаков: G эмп
5. По таблице Критические значения G-критерия знаков определить критические значения G кр. 1 для p≤ 0.05 и G кр.2 для p≤ 0.01
6. Построить ось значимости, отметить на ней G кр. 1, G кр.2 и G эмп. В соответствии с правилом принятия решения сформулировать принятую гипотезу.
7. Сделать выводы.
Задача
Психолог проводит с младшими школьниками коррекционную работу по формированию навыков внимания. Будет ли уменьшаться количество ошибок внимания у младших школьников после специальных коррекционных упражнений?
|
|
после | ||||||||||||
до |
Решение.
Используем G-критерия знаков.
1. Проверим применимость критерия к данным выборкам.
а) Используется порядковая, интервальная или абсолютная шкала. В данном исследовании присутствует шкала не менее, чем интервальная. Условие выполнено.
б) Число элементов в выборках должно быть равным. Условие выполнено.
в) Количество испытуемых в каждой выборке находится в интервале от 5 до 500. Количество испытуемых в выборках находится в указанном интервале. Условие выполнено.
Итак, данный критерий применим к указанным выборкам.
2. Сформулируем гипотезы:
Н0: Преобладание типичного направления сдвига в формировании навыков внимания является случайным.
H1: Преобладание типичного направления сдвига в формировании навыков внимания не является случайным
3. Подсчитаем сдвиги.
после | ||||||||||||
до | ||||||||||||
сдвиг | -4 | -12 | -8 | -6 | -7 | -12 | -11 | -2 |
Нулевых сдвигов 1, исключим их из рассмотрения. Тогда объем выборки уменьшится на 1. Теперь п = 12 – 1 = 11
4. Определим типичные и нетипичные сдвиги.
Положительных сдвигов – 3
Отрицательных сдвигов – 8
Так как отрицательных сдвигов больше, чем положительных, то отрицательный сдвиг является типичным, а положительный – нетипичный. Тогда G эмп = 3
|
|
5. По таблице Критические значения G-критерия знаков определим критические значения G кр. 1 для p≤ 0.05 и G кр.2 для p≤ 0.01
6. Построим ось значимости, отметим на ней G кр. 1, G кр.2 и G эмп.
Так как G эмп > G кр. 1, то принимаем гипотезу Н0: преобладание типичного направления сдвига в формировании навыков внимания является случайным
7. Сделаем выводы.
Так как мы приняли гипотезу H 0, то можно утверждать, что уменьшение количества ошибок внимания у младших школьников после специальных коррекционных упражнений было случайным.
Т - критерий Вилкоксона