Метод оценки общей емкости рынка

Определение емкости рынка.

Емкость рынка — это возможный объем реализации товара / услуги при определенном уровне цен. Показатель емкости рынка исчисляется в деньгах (рублях, долларах, евро, тугриках и т.д.) — т.е. это максимальная сумма, которую может получить продавец (продавцы) на данном рынке при неизменных обстоятельствах (объеме предложения, уровне спроса, ценах и т.д.). В отдельных случаях емкость рынка может быть выражена в натуральном выражении (например, по данным статистики), но бизнес интересует обычно не то, сколько штук он может продать, а какую он может выручить за это сумму. Поэтому формула расчета емкости рынка обычно выглядит так:

E = К х Ц,

где: E — емкость рынка,
К — количество товара,
Ц — цена товара

Существует множество разных рынков. И, соответственно, методов определения их емкости. Прежде всего, рынки можно разделить по размеру (рис.1).

Рис. 1. Виды рынков

Как видим, всего видов рынка 5, а самым большим является " весь рынок ". Это может быть как 1) весь рынок в целом (т.е. общая масса денег, которая может быть потрачена на все виды товаров и услуг), так и 2) рынок одного определенного товара (например, хлеба или кирпичей). Во втором случае подразумеваются все деньги, которые могут быть потрачены на данный товар. Далее идет " потенциальный рынок ". Он всегда меньше всего рынка, поскольку далеко не все возможные покупатели станут потенциальными покупателями. В данном случае под потенциальными покупателями имеются ввиду те, которые в силу тех или иных обстоятельств могут приобрести товар. Для рынка хлеба мы исключим из "всего рынка" тех людей, которые по каким-то причинам не станут покупать хлеб ("худею!") или кирпичи ("я уже дом построил и ремонт закончил"). Доступным является рынок, до которого данный продавец может добраться. Самый простой пример — территориальный ("я продаю хлеб только в нашей деревне", "я не повезу кирпичи в Австралию, даже если там они очень нужны). Однако может быть и другая доступность: сегментационная, т.е. в зависимости от признаков сегментирования ("для детей", "для рыболовов", "для тех, кто получает более 30 тыс. руб. в месяц" и т.д.). Целевым рынком является тот, на который мы ориентируем наш товар/услугу. Целевой рынок всегда меньше, чем доступный, поскольку мы не можем добраться до всех доступных потребителей: одни ушли к нашим конкурентам, другие невыгодны нам, и мы сами пытаемся от них избавиться ("она живет в нашем дворе, но я не пущу ее в свой солярий, поскольку у нее какое-то кожное заболевание"). Так, для хлебного магазина это будут те, кто живет или работает рядом, не все люди, которые проходят мимо магазина. Те же потребители, до которых мы уже добрались или можем гарантированно добраться и сделать своими покупателями, относятся к основному рынку.

Задание 1. Кондитерская фирма «Сласть» планирует продажу своего товара на новом рынке. В первые 3 месяца планируется реализовать 12 тыс. коробок шоколадных конфет по цене 270 руб. за коробку. В последующие 9 месяцев – по 5000 коробок по цене 300 руб. за коробку. Проследите динамику планируемых продаж товара. Определите емкость рынка шоколадных конфет фирмы «Сласть».

Метод оценки общей емкости рынка

Метод оценки общей емкости рынка используется при оценке текущего спроса при внедрении нового или снятии с производства устаревшего товара. С помощью этого метода можно определить максимальный объем потенциального спроса на новый товар по формуле:

ОЕ = Н × ПП × Х × СП × ПБ × СЦ,

где: ОЕ — Общая емкость рынка определенного товара,

Н — Население, которое может приобрести определенный товар,
ПП — Процент жителей, потребляющих товары определенной товарной категории,
Х — Среднее число потребления одним потребителем в год,
СП — Среднее потребление товаров определенной товарной категории одним потребителем за 1 раз,
ПБ — Процент потребителей, предпочитающих определенный товар,
СЦ — Средняя цена на определенный товар

Задание 2. Определите общую емкость рынка чая торговой марки «TESS». Чайная компания планирует внедрение нового вида чая«TESS» на Орловский рынок. Известны следующие данные:

1) 330 тыс. человек могут приобрести новый чай «TESS»,

2) 67% жителей потребляют чай,

3) один покупатель приобретает 2 пачки чая «TESS» в месяц,

4) за 1 чаепитие потребитель потребляет 1 пакетик чая,

5) 53% потребителей предпочтут новый чай «TESS»,

6) средняя цена на новый чай «TESS» составит 47 руб. за пачку (20 пакетиков).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: