Изучение товарной структуры рынка

На рисунке 4.1 представлена общая модель изучения товарной структры рынка.

Рисунок 4.1 - Модель изучения товарной структры рынка

Конъюнктура товарных рынков – это экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнем спроса и предложения, рыночной активностью, ценами и объемом продаж.

Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производствен­ного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры рынка предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

Ёмкость рынка – объем реализуемого на нем товара (в натуральном или стоимостном выражении) за определенный промежуток времени (обычно за год).

Следует различать два уровня ёмкости рынка:

· потенциальный

· реальный.

Потенциальная ёмкость – это максимально возможный объем продаж, когда все потенциальные потребители приобретают товар, исходя из максимального (необходимого) уровня его потребления.

Епот = ngp

где n – число покупателей конкретного товара на конкретном рынке,

g – среднее число покупок в год каждым покупателем,

p – цена средней единицы покупки.

Потенциальная емкость для некоторых товаров произвосдтвенно-технического назначения можно определить на основе коэффициента износа того или иного вида оборудования, т.е. по формуле:

где П –парк того или иного производственного оборудования, количество единиц;

Кизн – коэффициент износа этого производственного оборудования, %.

Реальная (фактическая) ёмкость рынка представляет собой объем фактически реализуемого на данном рынке страны определенного товара в течение определенного отрезка времени (в год).

Фактическая емкость рынка по определенному товару в течение года рассчитывается на основе данных государственной статистики по следующей формуле (в физических единицах или стоимостном выражении):

Еф = В + Во – Э + И + Д – М

где В – общий (валовой) объем национального производства товара в стране,

Во – остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей в стране,

Э – объем экспорта продукции,

И – объем импорта этой продукции,

Д – снижение (М – увеличение) запасов товаров у оптовых продавцов продукции в стране.

Рыночная доля – удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме реализации товара или продаж отрасли. Доля рынка позволяет оценить конкурентоспособность фирмы или предприятия на основании освоенного ими рыночного потенциала.

Рыночная доля i-го предприятия определяется по формуле:

,

где ОРi – объем реализации продукции i-го предприятия (в натуральном или стоимостном выражении)

ОР – общий объем реализации продукции заданного ассортимента (т.е. потенциальная емкость рынка).

Емкость рынка представляет тенденцию его развития в ближайшей перспективе, а так называемый рыночный потенциал, его возможное состояние в отдаленном будущем. Соотношение рыночной доли предприятия, емкости и потенциала рынка можно проиллюстрировать рисунком 4.2.

Рисунок 4.2 – Взаимосвязь рыночного потенциала, емкости рынка и доли рыночной доли предприятия

Контрольные вопросы

1. Что такое рынок? Какие виды рынков вы знаете?

2. Какие факторы определяют рыночную конъюнктуру?

3. Что такое емкость рынка? Какая разница между потенциальной и реальной емкостью рынка? Какие методы определения емкости рынка вы знаете?

4. Какие подходы к оценке доли рынка предприятия вы знаете?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: