На рисунке 4.1 представлена общая модель изучения товарной структры рынка.
Рисунок 4.1 - Модель изучения товарной структры рынка
Конъюнктура товарных рынков – это экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнем спроса и предложения, рыночной активностью, ценами и объемом продаж.
Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры рынка предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.
Ёмкость рынка – объем реализуемого на нем товара (в натуральном или стоимостном выражении) за определенный промежуток времени (обычно за год).
Следует различать два уровня ёмкости рынка:
|
|
· потенциальный
· реальный.
Потенциальная ёмкость – это максимально возможный объем продаж, когда все потенциальные потребители приобретают товар, исходя из максимального (необходимого) уровня его потребления.
Епот = ngp
где n – число покупателей конкретного товара на конкретном рынке,
g – среднее число покупок в год каждым покупателем,
p – цена средней единицы покупки.
Потенциальная емкость для некоторых товаров произвосдтвенно-технического назначения можно определить на основе коэффициента износа того или иного вида оборудования, т.е. по формуле:
где П –парк того или иного производственного оборудования, количество единиц;
Кизн – коэффициент износа этого производственного оборудования, %.
Реальная (фактическая) ёмкость рынка представляет собой объем фактически реализуемого на данном рынке страны определенного товара в течение определенного отрезка времени (в год).
Фактическая емкость рынка по определенному товару в течение года рассчитывается на основе данных государственной статистики по следующей формуле (в физических единицах или стоимостном выражении):
Еф = В + Во – Э + И + Д – М
где В – общий (валовой) объем национального производства товара в стране,
Во – остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей в стране,
Э – объем экспорта продукции,
И – объем импорта этой продукции,
Д – снижение (М – увеличение) запасов товаров у оптовых продавцов продукции в стране.
Рыночная доля – удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме реализации товара или продаж отрасли. Доля рынка позволяет оценить конкурентоспособность фирмы или предприятия на основании освоенного ими рыночного потенциала.
|
|
Рыночная доля i-го предприятия определяется по формуле:
,
где ОРi – объем реализации продукции i-го предприятия (в натуральном или стоимостном выражении)
ОР – общий объем реализации продукции заданного ассортимента (т.е. потенциальная емкость рынка).
Емкость рынка представляет тенденцию его развития в ближайшей перспективе, а так называемый рыночный потенциал, его возможное состояние в отдаленном будущем. Соотношение рыночной доли предприятия, емкости и потенциала рынка можно проиллюстрировать рисунком 4.2.
Рисунок 4.2 – Взаимосвязь рыночного потенциала, емкости рынка и доли рыночной доли предприятия
Контрольные вопросы
1. Что такое рынок? Какие виды рынков вы знаете?
2. Какие факторы определяют рыночную конъюнктуру?
3. Что такое емкость рынка? Какая разница между потенциальной и реальной емкостью рынка? Какие методы определения емкости рынка вы знаете?
4. Какие подходы к оценке доли рынка предприятия вы знаете?