Расчет емкости рынка

Расчет емкости рынка товара производственного потребления.

Базируется на потребительском принципе: определение численности потребителей и прогнозе среднего уровня потребления, нормативах производственного потребления, поправки на технологические преобразования.

Епр. = (Ni х Qi x Wi x Kнтп х Пj) – Зj - C

Епр – емкость рынка i-го товара производственного назначения

Ni – число производственных или иных предприятий, потребляющих (использующих) i-й товар производственного назначения

Qi – количество изготавливаемых i-х изделий (объем производства),для которого необходим j-й товар

Wi – норматив удельного расхода j-го товара на изготовление i-й единицы изделия

Кнтп – коэффициент поправки на технологические изменения

Зj – средний размер изменения товарных запасов j-го товара

Пj – потери j-го товара в пределах норматива

С – часть рынка,приходящаяся на долю конкурента,в том числе импортера

Расчет емкости потребительского рынка.

Дифференцируется по каждой социальной или возрастной группе населения или в их сочетании.

Развернутая формула:

Eпотреб. =Сумма Ni ((Si х Пi х (Tпр.цен х Эip) х (Тпр.дохода х Эiд)) + Dстим. – (Н – Иф – Им)/ - А – С), где

Епотреб. – емкость потребительского рынка

Si - численность потребителей i-й социальной или возрастной группы

Пi – потребление на душу в i-й группе потребителей в базисном периоде

Тпр.цен и Тпр.дохода – темпы прироста цен и дохода

Эip – эластичность спроса i-й группы населения от изменения цен

Эiд – эластичность спроса i-й группы населения от изменения дохода

Dстим. – искусственно стимулированный прирост спроса, в частности, за счет продажи товаров в рассрочку

Н – насыщенность рынка (наличие товаров у потребителей)

Иф и Им – износ товара, соответственно физический и моральный

А – альтернативные нерыночные формы потребления (например, потребление продуктов собственного производства),а также потребление товаров-заменителей

С – часть рынка, захваченная конкурентами, в том числе импортерами

N – число i – х групп потребителей.

Необходимость выделения групп потребителей связана с дифференциацией спроса по социальному и половозрастному признакам. Эти различия определяются с помощью специальных исследований.

Показатель насыщенности рынка – степень обеспечения населения товарами потребительского назначения.. Насыщенность рынка ограничивает его емкость.

Моральный износ – прекращение использования годного еще к употреблению изделия по причине выхода его из моды, появления нового, более совершенного и более привлекательного для потребителя товара.

Стимуляция морального износа - например, предоставление кредитов.

Определение степени насыщения рынка товарами – на основе специальных исследований.

Расчет наличия товаров длительного пользования:

Нк = Нн + П – В

Нк и Нн - наличие товаров на конец и начало периода

П – поступление товаров за период

В – выбытие товаров

Выбытие рассчитывается по нормативам среднего срока службы изделия, физический износ – по технологическим нормативам.

Упрощенная формула расчета емкости рынка:

Е = Si x ni – (Н – Иф – Им) – А

Si – общая численность потребителей (семей, населения)

ni – средний размер потребления на душу населения (на одну семью),экстраполированный на текущий период.

10.2. Методы измерения спроса на целевых рынках:

Потенциального:

  • метод поиска – промежуточные оценки исчисления конечных потребителей, исходя из общего количества людей
  • метод построения – определение сначала всех возможных групп потенциальных потребителей и последующее их суммирование.

Реального:

  • способы оценок (т.к. это размер фактической реализации товаров за определенный срок, выраженный в натуральных или стоимостных показателях)
  • расчет, исходя из объемов производства, экспорта, импорта и товарных запасов
  • замеры поступлений, продаж и запасов товаров в ассортименте по выборочной совокупности магазинов в течение определенного периода времени
  • оценки расходов потребителей по бюджетной статистике
  • методы прогнозирования спроса:
  • методы экстраполяции – наиболее простые методы, основанные на статистическом анализе временных рядов, позволяют прогнозировать темпы роста продажи товаров в ближайшей перспективе, исходя их тенденций, сложившихся в прошедшем периоде времени
  • методы экспертных оценок – строятся на получении объективных оценок как результата субъективных мнений экспертов и специалистов. Предполагается знание определенных процедур (мозговой штурм, метод Дельфи, адвокат дьявола)
  • нормативные методы – при прогнозировании спроса на товары производственного назначения, размеры покупок определяются требованиями технологических, строительных и т.п. норм и нормативов. Потребительские товары, исходя, например из физиологических норм (пределов) потребления продуктов питания.
  • методы экономико-математического моделирования – наиболее сложные методы, требующие специальной подготовки, основаны на учете корреляции спроса и факторов, определяющих его развитие.
  • специальные методы – учитывают особенности спроса на различные товары, исходят из раздельного прогнозирования основных составляющих спроса с последующим их суммированием.

Методы прогнозирования спроса на товары длительного пользования

  • первоначальный спрос определяется путем тестирования рынка с целью определения покупок для первоначальной обеспеченности(накопления парка) тем или иным предметом длительного пользования. Для расчетов используется также логистическая функция, имеющая предел насыщения, по данным фактической продажи товаров за определенный период.
  • спрос на замену прогнозируется, исходя из коэффициентов износа накопленного парка, исчисленных с учетом срока службы предметов, а также их морального старения.
  • дополнительный спрос прогнозируется на основе данных рыночного тестирования.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: