Внутренняя моторика-

ресурсы двигательной системы, приобре-1снные в прошлом опыте и отложенные в памяти человека в виде программ для дви-1ательных штампов, умений и навыков. (Термин предложен А. В. Запорожцем.)

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ – беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, внимательном слушании речи других людей, чтении про себя, мысленном планировании, запоминании и припоминании. Посредством В, р. происходит логическая i [среработка сенсорных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий, даются самоинструкции при выполнении произвольных действий, осуще-с гвляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Все это делает И р. весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности и со-шания человека, В более узком, психолин-гнистическом смысле В- р. – начальный момент порождения речевого высказывания, его «внутреннее программирование» но реализации в устной или письменной речи.

Генезис В. р. недостаточно изучен. По предположению Л.С.Выготского (1934), она возникает из т. н, эгоцентрической речи – разговора ребенка с самим собой "слух во время игры и других занятий, ко-трый постепенно обеззвучивается и син-пнссически редуцируется, становится все ('«лее сокращенным, идиоматическим и предикативным с преобладанием в нем i нагольных форм и в конце концов на порт с школьного возраста превращается во


В. р. – речь «про себя и для себя». По П. П. Бланскому (1935), В. р. возникает одновременно с внешней речью в результате беззвучного повторения ребенком обращенных х нему слов взрослых, что наблюдается уже в конце первого года жизни,

Логико-грамматическая структура развитых форм В. р может быть весьма различной в зависимости от содержания мысли и порождающей ее ситуации. Обычно во В. р. мысль выражается очень обобщенно, в виде семантических комплексов, состоящих из фрагментов слов и фраз, к которым могут присоединяться различные наглядные образы и условные знаки, превращающие В. р. в индивидуальный код, отличный от устной и письменной речи. Однако в момент мыслительных затруднений В. р, становится более развернутой, приближающейся к внутренним монологам, и может переходить в шепотную и даже в громкую речь, что позволяет более точно анализировать объекты мысли и контролировать свою мыслительную деятельность.

Психофизиологические исследования В. р. весьма затруднены из-за скрытого характера всех ее процессов. Наиболее изученным является ее речедвигательный компонент – зачаточная артикуляция слов, сопровождающаяся микродвижениями речевых органов (языка, губ, гортани) или повышением тонуса их мускулатуры. По данным электромиографических исследований, при мыслительной деятельности отмечаются два вида речелвигатель-ных реакций: тонические (низкоамплитудные) и фшические (высокоамплитудные с кратковременными вспышками речедои-гательных потенциалов). Первые, по-видимому, связаны с общей активизацией ре-чедвигательного анализатора, вторые – с микродвижениями речевых органов при скрытой артикуляции слов. Интенсивность и длительность речсдвигательных реакций весьма не стабильна и зависит от многих факторов: трудности и новизны решаемых задач, степени автоматизации мыслительных операций, включения в мыслительную деятельность наглядных образов, индивидуальных особенностей памяти и мышления. При повторении одних и тех же умственных действий речедви-гательная импульсация уменьшается или полностью прекращается, возобновляясь



лишь в момент перехода от одних умственных действий к другим. При скрытой артикуляции слов максимальная ЭЭГ активации мозга наблюдается в левой сенсомо-торной области на границе между лобным и височным речевыми центрами. Эти исследования позволяют предполагать, что основная физиологическая функция скрытой артикуляции при мыслительной деятельности заключается в речедвигательной (проприоцептивной) активации мозга и образовании в его речевых отделах рече-двигательных доминант, интегрирующих импульсы других анализаторов мозга в единую функциональную систему, которая может произвольно регулироваться посредством кинестезии В. р. и таким путем осуществлять анализ поступающей в мозг информации, ее отбор.

ВНУШАЕМОСТЬ – индивидуальная некритическая податливость, готовность подчиниться внушающим воздействиям окружающих, книг, рекламы и пр., принять их идеи как свои собственные. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам других, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям н интересам, легко заражаются чужими настроениями и привычками. В. может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению определенных состояний. Степень В. зависит от значительного числа личностных и ситуативных факторов. Робкие, доверчивые, впечатлительные, тревожные, неуверенные в себе люди отличаются повышенной В.

В. традиционно рассматривается как качество, противоположное критичности, поэтому В. характерна для индивидов с недостаточным уровнем интеллектуального развития, слабым логическим мышлением. Свойственная субъекту степень В. может быть повышена действием ситуативных факторов: утомления, стресса, дефицита времени, недостатка компетентности, группового давления и пр. Повышенная В. имеет место у детей (особенно дошкольного возраста) и у взрослых при утомлении, разнообразных заболеваниях, в условиях неопределенности и в некоторых других социально-психологических ситуациях, а также под влиянием гипноза.

Существование В. должно учитываться! в качестве возможного источника арте-


фактов при любом психологическом ис следовании и воздействии (см. Плацебо эф* Внушение).

ВОЗРАСТ – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (годы, месяцы, дни и т. д.). В науке (психологии) используется условный В., определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 – 3), дошкольный В. (3 – 6/7), младший школьный В. (6/7 – 11/12), отрочество (1 1/12 – 15/17), юность (15/17 – 19/21), молодость (19/21 – 25/30), зрелость (25/30 – 55/60), старость (,55/60 и выше). Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать В. содержательное значение, Для каждого В, определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.), «социальная ситуация развития» (Л. С. Выготский), психологические новообразования и пр.

Стабильные (литические) В, чередуются с кризисами «(яростного развития, переходными периодами от одного возрастного этапа к другому (чаще в детстве, чем во взрослости),

Иногда специально выделяются биологический, социальный и психологический В., определяемые соотнесением определенной суммы биологических, социологических r психологических параметров индивида с некоторым нормативным (среднестатистическим) симптомокомплсксом.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ – область психологии, изучающая онтогенетическое развитие системных мозговых механизмов психической деятельности, в частности роль биологического созревания в психическом развитии. Общепризнано, что социальный опыт, приобретаемый ребенком в процессе обучения н воспитания, является главным источником психического развития, а биологические факторы (генетические, морфологические, физиологические) выступают как его условия. Изменяясь в ходе онтогенеза, они создают на каждом этапе специфические предпосылки для усвоения



качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей..

Изменения биологических предпосылок психического развития обусловлены процессами созревания, которые составляют определенную последовательность возрастных изменений а Ц. н. с. н других системах организма, значимых для возникновения и реализации психических функций. Процессы созревания охватывают длительный период онтогенеза и имеют ге-терохронный характер, т. е. отдельные структуры и функции в организме человека созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Т. о., до достижения полной зрелости каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую «архитектуру», в значительной степени определяющую психологические возможности данного возраста.

Наибольшее значение для нормального психического развития имеет созревание головного мозга ребенка. Отдельные структуры мозга достигают окончательной зрелости на разных этапах онтогенеза. Ребенок рождается с относительно зрелыми глубокими структурами мозга, их функционирование обеспечивает адекватную адаптацию и создает исходные условия для развития психики. Дальнейшее созревание сопряжено с возрастающей корппсолиза-цией и интеллектуализацией функций, при этом выделяется определенная направленность в процессах созревания коры головного мозга: от задних отделов, достигающих относительной зрелости к 6 – 7 годам, к передним, созревание которых продолжается вплоть до периода юности. В начале полового созревания функциональные показатели работы мозга обнаруживают регресс, обусловленный гормональной перестройкой и активизацией глубоких структур мозга. Созревание передних отделов коры головного мозга является условием формирования таких психических новообразований, как произвольная регуляция поведения и абстрактное мышление. Специфические для каждого возраста психические возможности ребенка зависят также от особенностей со-чревання левого и правого полушарий, В раннем онтогенезе правое полушарие развивается с некоторым опережением, в свя-•ш с этим его вклад в обеспечение психиче-


ского развития детей, особенно на ранних этапах онтогенеза, весьма значителен.

Оценка зрелости головного мозга проводится на морфологическом и функциональном уровнях, т. е. можно говорить о зрелости как самого субстрата (в первую очередь отдельных мозговых образований), так и его функций (электрофизиологических, рефлекторных, поведенческих). В качестве функциональных критериев созревания могут быть использованы некоторые показатели, извлекаемые из электроэнцефалограммы, напр.: возрастные особенности частотно-амплитудного спектра, наличие устойчивой ритмической активности, особенности генерализованной и локально вызванной активности мозга, особенности пространственно-временной организации биопотенциалов мозга. О созревании Ц. н. с. можно также судить по показателям рефлекторной деятельности, демонстрирующим возрастную динамику формирования положительных и тормозных условных связей.

Последовательность процессов созревания отражает как общее, так и индивидуальное в развитии ребенка. Индивидуализация касается в первую очередь темпа созревания или скорости возрастных преобразований, которая может в ходе онтогенеза изменяться. Т. о., ребенок в ходе развитии может переживать периоды ускорения и замедления биологического созревания. Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели. Отклонения от средних показателей характеризуют диапазон индивидуальных различий в уровне зрелости этих систем.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. vo-Itmtas – воля) – течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало сначала разуму {интеллектуализм), а позже объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеческой воли от окружающей действительности. Хотя идею В. можно проследить со средневековья – от Августина, Вильгельма Оккамского н Дунеа Скота с его «воля выше мышления», оформление В. в философское учение про-



изошло в XIX в. У Канта, Фихте, Шеллинга и (особенно) Гегеля воля разумна и является источником нравственного начала. У Шопенгауэра воля – слепое, иррациональное начало.

В конце XIX – начале XX в. В. проник в психологию, Основоположником В. в психологии был В. Вундт, название дал Ф. Паульсен. В психологии различают В., ограничивающийся признанием того, что воля среди др. психических процессов составляет качественно своеобразное явление и, в частности, не может быть сведена к ассоциации представлений и движений (X. Геффдинг, Т. Липпс и др.), и В., утверждающий, что воля есть прототип и основа всех др. психических процессов и явлений, что она представляет собой первичную способность, зависящую только от субъекта (В. Вундт, У.Джемс, Н. Лос-ский). Воля рассматривается здесь только как особый первичный акт, не имеющий объективных оснований, а не как способ сознательной регуляции человеческого поведения, имеющий социальную детерминацию. Вундт и Лосскнй не отвергали качественной разнородности психических процессов. Суть их идей состояла в том, что все сочетания разнородных психических проявлений всегда осуществляются по одному типу, именно как волевой процесс. В этом плане показательно учение Вундта об апперцепции как волевом процессе.

ВОЛЯ – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления).

В традиционной психологии В. либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения ее к др. психическим процессам. В советской психологии утверждалась объективная детерминированность волевых действий, подчиненность волевых (как и всех др.) процессов собственным специфическим закономерностям.

В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм. Он включает в себя специфические и общие для любой целенаправленной деятельно* сти компоненты. Общим является опо-срсдствованность поведения (в отличие от


импульсивного, ситуативного) внутренним интеллектуальным планом, выполняющим функцию сознательной регуляции деятельности. При этом внутренний интеллектуальный план направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Однако такая форма регуляции еще не характеризует собственно волевое поведение. Специфичным для него является наличие внутреннего интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у человека в данный момент побуждения в направлении такой их иерархизации, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.

Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения (в т. ч. и нравственного порядка), деятельность осуществляется помимо ее волевой регуляции. В отличие от этого волевое поведение предполагает наличие таких психических процессов, посредством которых человек усиливает мотивационныс тенденции, идущие от сознательно поставленной цели, и подавляет противоположные. Решающая роль в этом процессе принадлежит мысленному построению будущей ситуации. В этом случае человек отчетливо представляет себе положительные последствия тех действий, которые он совершит, следуя сознательно поставленной цели, и отрицательные последствия действий, продиктованных непосредственным желанием. Если в результате такого предвидения будущих последствий возникнут положительные эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели, н они окажутся сильнее имеющихся у человека переживании, порождаемых непосредственным побуждением, то эти переживания и выступят в качестве дополнительной мотивации, обеспечивающей перевес побуждения со стороны сознательно поставленной цели. Т. о., активность во внутреннем плане выступает как условие, порождающее новые мотивационные тенденции. Именно во внутреннем плане настоящая ситуация, отражаясь в свете будущей, обретает иной смысл, что и определяет завершение борьбы мотивов и принятие решения в пользу волевого поступка, а в тех случаях, когда человек намечает и спо-



собы достижения поставленной цели, – и создание намерения. Л. С. Выготский и X. Р. Лурия рассматривали В. как овладение собственным поведением, которое становится возможным благодаря изобретению и употреблению знаков – искусственных «средств поведения». Развитие В. у ребенка начинается с приобретения способности управлять своими движениями, что совершается в окружении взрослых и под ни руководством (С Л. Рубинштейн). Развитие В. начинается в раннем детстве и проходит длинный путь (возникновение действий, направленных на осуществление желания; избирательных действий; готовность поступить вопреки непосредственному эмоциональному побуждению; понимание «правил» поведения и т. д). К концу дошкольного – началу школьного возраста ребенок уже сознательно пытается ставить перед собой задачу и целенаправленно ее выполнять. Постепенно в результате обучения и воспитания на основе непроизвольных внимания, памяти, импульсивных действий и т. п. формируются высшие психические функции – произвольное внимание, память, целенаправленное мышление, произвольные действия.

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) -универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целепопагающий и проектный харак-гер, благодаря чему он выделился из «цар-сгва» животных. Будучи психологической основой творчества, 5. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе.

В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприя-гием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идущее от И. Канта понимание R. как всеобщего свойства сознания. При)гом акцентируется его ключевая функция м порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразова-


нием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А. В, Запорожец), «продуктивного восприятия» (В. П. Зинченко), в функциогенезе некоторых форм двигательной активности (Я. А. Бсрнштейн) и т. д.

В. – это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления.

Для В. характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующиЙ по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане В. целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ уже мифам и сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста). В итоге эти компоненты приобретают в человеческом сознании новую качественную определенность. Т. о., В. не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов В. состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. В истории философии и психологии это неоднократно давало повод для его мистификации.

Ведущим механизмом В, служит перенос какого-либо свойства объекта. Эври-



стичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком. Операционно-техниче-ской основой подобного переноса выступает символическая функция.

В психологии различают произвольное и непроизвольное В. Первое проявляется, напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отреф-лексированной поисковой доминанты, второе – в сновидениях, т. н. измененных состояниях сознания и т. д.

Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Учитывая то, что творческий характер присущ В. как таковому, образы «воссоздающего» В. целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений.

Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства – в ходе создания н освоения продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки В- коренятся в определенных видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста. Одним из ведущих источников развития В. становится игра дошкольников. В игре у ребенка вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами другого человека, в пределе – всего человеческого рода, что, по мнению ряда исследователей (Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.), составляет одну из фундаментальных характеристик В.

ВОСПРИЯТИЕ: I) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»}; 2) процесс формирования этого образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином


«В.» обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (см. Перцептивное действие, Наблюдение).

Как образ В. есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его ощущаемых свойств, в его объективной целостности. Это отличает В. от ощущения (см.), которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.

При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов «В», и «ощущение» совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии, напр, геш-юальтпсихологии (см.), В. рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение – как абстракция, как результат «препарирования» В. сознанием. Однако большинство психологов рассматривают ощущение как исходную форму познания, а В. – как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмето-В филогенезе переход от ощущения к В. был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) неоформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А. Н. Леонтьев).

Поскольку любой предмет как раздражитель (стимул) является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов; т, о., В. формируется на основе ощущений разных модальностей (см.

В зависимости оттого, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В. Важную роль во всех видах В. играют двигательные (кинестезнческие) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное В. помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.) включает также кине-стезические ощущения, возникающие при перемещении глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, перевод глаза из од-



него положения в другое; см. также Дай-жения глаз). Особенно велика роль кине-стезических ощущений в осязательном В. Большую роль во вкусовом В. играют движения языка, а в обонятельном – движения органов дыхания, В процессе слухового В. активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации.

У человека, владеющего речью, последняя опосредствует В„ обеспечивая его осмысленность. Участие речи в В. создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния).

Основными свойствами В. являются предметность (см. Предметные восприятия), целостность (см.), константность (см.) и категориалыюсть (см.).

В. зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, психических состояний и индивидуальных особенностей человека (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция (см.), обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.

Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов): от нерасчленного Б. («что-то мелькнуло», «что-то коснулось кожной поверхности», «появился какой-то звук», «чем-то пахнет» и т. д) к формированию дифференцированного целостного предмета (или явления), адекватного оригиналу.

Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса В. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов (раздражителей) на анализатор, их дистанции н положения в сенсорном поле. В. может быть преднамеренным и непреднамеренным. Первое в отличие от второго связано с постановкой определенной задачи; оно характеризуется целенаправленностью,


плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное В. выступает как компонент какой-либо другой деятельности. Преднамеренное В. более эффективно, чем непреднамеренное.

В поведении и деятельности человека В. является необходимым условием ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность является основным условием развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности В. становится активный, целенаправленным процессом познания действительности.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В восприятии времени участвуют различные анализаторы, наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. И. М. Сеченое называл слух измерителем времени, а слуховую память – памятью времени. Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживании, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА – чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) н движений. В В. п. участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль в В. п. принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов.

В. п. основано на осуществляемых органами внешних чувств н движениями мускулатуры измерении расстояний н углов в окружающем человека пространстве (Г. Гельмгольц, И. М. Сеченое), Необходимой для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, напра-



во и налево является асимметрия человеческого тела. С асимметрией связана парность работы больших полушарий головного мозга при функциональном их раз-личин. Функциональная асимметрия и симметрия органов чувств и человеческого тела вообще составляют одно нз обязательных условий В п (ff. Г Ананьев).

При В. п. человек исходит из нормального положения своего тела, когда его вертикальная ось перпендикулярна плоскости земли Ощущения, поступающие от аппарата равновесия, помогая поддерживать это положение, обеспечивают восприятие направления вверх – вниз

Наибольшую информацию о пространстве (до 95%, Ф. Клике) человеку даст зрение. Пространственное зрение начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К двум воспринимаемым измерениям – в высоту и в ширину – добавляется третье – вдаль В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации и конвергенции глаза, а при восприятии глубины к ним присоединяются функции, выполняемые корреспондирующими и диспаратными точками сетчатки. В процессе пространственного зрения осуществляется зрительная локализация предметов. Движения глаз обязательны для пространственного зрения.

ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ – процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава (см. Спектр звуковой), как правило меняющегося во времени по характерному для данного источника алгоритму. Мир звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с относительно общими признаками и принципами восприятия: звуки синтетической среды (технических объектов), речевые и музыкальные.

К природным звукам относятся, напр., шелест листвы, плеск и журчание воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца; к техническим – тиканье часов, удары молота, рев мотора и т. п. Звуки такого рода возбуждаются одиночными импульсами (ударами) с периодическим или апериодическим повторением. Частота и регулярность повторения (или его отсутствие) определяют один из существенных


признаков восприятия. Важным признаком восприятия выступает индивидуальная характерность структуры спектра – мы квалифицируем звуки как глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие.

Особую группу представляют речевые звуки, которые выступают в качестве элементов словесного сообщения, заключая в себе при этом одновременно звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к содержанию того, о чем он говорит, отношение к собеседнику или аудитории и т. п. Интонационные, громкостные оттенки речи, характерные задержки, изменение темп а, акцентирование и т. п. – все это лежит в основе восприятия сопровождающих речь эмоций. Эмоции, возникающие при восприятии речевых звуков, находятся также в определенной зависимости от содержания вызываемых речью образов и представлений (см. также Восприятие устной речи)

В восприятии музыкальных звуков на первый план выступают признаки, которые формируют музыкально-эвукояую ткань, – высота, в ее ладогармоническом содержании, и расчлененность звуков во времени, определяющая ритмическую канву произведения. Важнейшей формой одновременного восприятия нескольких музыкальных звуков является восприятие их консонантности и диссонантности, взаимоотношений в аккордах и в гармоническом движении. В основе музыкального восприятия высоты звуков лежит объективный признак гармоничности структуры их спектров, т. е. соотношения частот спектральных компонентов (тонов) в простой кратности (1, 2, 3, 4 и т. д.) к частоте первого {нижайшего или т н. основного) тона. В восприятии музыкальных звуков тембровые признаки приобретают специфическую функцию выразительности – как самих звуков, так и музыкального образа в целом. Имеется целый ряд др. специфических признаков восприятия музыкальных звуков, относящихся к исполнительским приемам (напр., вибрато, глиссандо), тембровым сочетаниям звуков в оркестровом целом н т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: