double arrow

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНК-


ЦИЙ(от лат. compensatio – возмещение) – возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При К. ф. возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П. К. Анохина, в создании новой функциональной системы при К, ф. решающим моментом является оценка резуль-1атов попыток организма (животного или человека) устранить дефект (наличие «обратной афферентации»). Существуют два типа К. ф.: внутрисистемная и межсистемная. Первая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, вторая – путем перестройки функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из других нервных структур. У человека имеют место оба типа К. ф. Так, понимание сложных логико-грамматических конструкций, нарушающееся при поражении третичных отделов коры левого полушария восстанавливается за счет перевода >гой функции на другой уровень регуляции, но в пределах той же функциональной системы; однако процесс звукоразли-чсния, нарушающийся, напр., при поражении левой височной коры, можно восстановить лишь за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализа-юров. Восстановление высших психических функций составляет специальный раздел нейропсихологии (см.),




К. ф. имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, К. ф. зри-i ельного анализатора у слепорожденного ребенка происходит г. о. путем развития осязания (т. е. за счет комплексной дея-


тельности двигательного и кожного анализаторов), что требует специального обучения.

К. ф. происходит наиболее успешно в процессе целенаправленного обучения с применением специальных методов и различных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры и аппаратуры, преобразующей звуковые сигналы в световые, – при дефектах слуха; приборов, преобразующих световые сигналы в звуковые, – при поражениях зрительного анализатора и др.).

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА.К. н. обозначает не столько локальный феномен душевной жизни, сколько концепцию психического развития и энергетики. Концепция К. н. принадлежит А. Адлеру, первому отказавшемуся от пансексуализма классического психоанализа. Заменить фрейдово либидо как энергетический двигатель психической активности и поведения призван был К. н. Согласно А. Адлеру, каждый человек в раннем детстве переживает ощущение собственной недостаточности, как бы неполноценности. В отсутствие дополнительно провоцирующих это ощущение факторов (болезнь, небрежность родителей, реальные или мнимые неудачи, уродства и т. п.) обоснованием для него служит просто сама по себе слабость ребенка, ограниченность его сил, подверженность страхам, зависимость от кажущихся ему сильными, знающими, ничего не боящимися, «могущественными» взрослыми. Будучи неприятным, чувство неполноценности вытесняется в бессознательное и вместе с тем компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов – реальных или мнимых. Так как К. н. продолжает существовать, несмотря ни на какие достижения личности, он требует постоянной и все большей компенсации – сверхкомпенсации (в отечественной литературе чаще употребляется термин «гиперкомпенсация»), порождающей т. н. комплекс превосходства (К. п.) над другими – оборотную сторону К. н. Нужно заметить, что сверхкомпенсация всегда сопутствует К. н.; что касается К. п., то он может присутствовать и без К. н. так же, как и К. н. может не порождать К. п.





Вытесненное детское чувство слабости и недостаточности оказывается постоянно действующим, принципиально ненасыщаемым источником активности индивида. Концепция А. Адлера предусматривает, что наилучшим вариантом сверхкомпенсации является власть. К. н. часто рассматривают как источник «воли к власти», а не психического развития в целом.

В категориальной системе психоанализа комплекс – это соединение, сочетание аффекта и представления, в связи с чем слово «комплекс» оказалось более уместным в обозначении концепции К. н., чем термины чисто эмоционального плана («чувство», «аффект»).



Выражение «К. н.» широко используется не только в психологии, но и в обыденной речи, причем в значениях, довольно далеких от адлеровского. В научном и особенно в житейском языке речь обычно идет не о концепции функционирования психики, а о локальном феномене, присущем одним индивидам и не присущим другим. В житейском словоупотреблении К. н. обычно ассоциируется с робостью, неуверенностью в себе, мнительностью, т. е. с чертами психоастенической личности. Напротив, проявления сверхкомпенсации или комплекса превосходства воспринимаются как «бескомплексность», «комплекс полноценности», «незакомплексованность». Следует добавить, что термин «комплекс» практически превратился в синоним К. н., причем не только в житейском, но отчасти и в научном словоупотреблении.







Сейчас читают про: