double arrow

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ -

термин, введенный в 20-е гг. Н. М. Щело-вановым для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (красочных игрушек, мелодичных звуков, обращений взрослого). В состав К. о. традиционно включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса) и предшествующие этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия. Многие исследователи отмечают и другие компоненты К. о., такие, как учащенное дыхание, блеск глаз, радостные вскрики, смех и т. п.


Первоначально К. о. трактовался как недифференцированная эмоциональная реакция ребенка, возникающая в ответ на воспринимаемые воздействия. Однако позже М. И. Лисина и ее коллеги показали, что К. о. является не только реакцией, но и инициативной акцией, выполняющей функцию общения младенца со взрослыми людьми. При этом каждый компонент К. о. играет свою особую роль в реализации коммуникативного процесса. Так, в зависимости от ситуации общения младенец подключает или усиливает одни компоненты К. о., затормаживая другие, и наоборот.

К. о. складывается постепенно, начиная с третьей недели жизни. Сначала отмечается замирание или сосредоточение при звуках или зрительной фиксации объекта (предмета или лица человека), затем появляется улыбка, к которой позже присоединяются (или возникают одновременно с ней) вокализации и двигательное оживление. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается уже весь К. о. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырех месяцев, после чего К. о. распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.

При дефиците общения появление К. о. задерживается, отмечаются также и другие отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. Слабая выраженность каких-либо компонентов К. о. может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.

КОМПЛЕКС ЭДИПА – одна из важнейших концепций классического, фрейдовского психоанализа. Объясняет становление индивида как социального (морального) субъекта и формирование высшей психической инстанции (Супер-Эго), в результате чего индивид делается личностью. Концепция К. Э. не только отсылает к античному мифу об Эдипе, но и сама, как и многие другие концепции психоанализа, в определенной степени является мифом. Мифологичность означает не ложность, а символически-аллегорическую форму выражения идеи, обычно для науки нехарактерную. Именно в виде мифа К. Э. вошел в контекст западной



культуры XX в. В наиболее известном варианте суть К. Э. такова: мальчик испытывав! сексуальное влечение к собственной матери и агрессию к отцу, занимающему возле матери место, желанное для сына. Агргссия сочетается не только со стремлением, но и с невозможностью занять место отца. Это сочетание приводит в действие механизм идентификации (с отцом) – мальчик становится на его место и даже как бы преображается в него, но в идеально-символическом плане, а не в действительности. Идентифицируясь с отцом, мальчик перенимает черты взрослого мужского поведения (мужскую социальную роль), но главное – систему моральных инструкций и запретов, присутствующих у взрослого. Эта система – моральная цензура сознания – образует т. н. Супер-Эго (сверх-Я), представительствующее в индивидуальной психике социальные нормы и являющееся одним из трех основных элементов, образующих структуру личности (Ид, Эго, Супер-Эго). Данная ситуация, происходящая внутри семьи, была ассоциирована с античным мифом об Эдипе, который убивает отца и женится на матжри. Наличие мифологического сюжета, в котором выражался строжайший запрет на оба эти деяния, понималось 3. Фрейдом как свидетельство того, что в раннем обществе сожительство с матерью и убийство оща были обычным делом, на которое впоследствии, с развитием общества, был наложен запрет, и, следовательно, соответствовали естественной мотивации.

Изложенная концепция К. Э. представляет крайний и психологически упрощенный случай. В реальности, по Фрейду, ребенок идентифицируется не только с родителей, чье место хотел бы занять, но и с объектом своего влечения, т. е. с обоими родителями, что более распространено в реальности психического развития. При этом влечение мальчика к матери и агрессия к отцу могут не выражаться отчетливо. Одна из идентификаций (с отцом или с матерью) начинает доминировать лишь в подростковом возрасте, при нормальном развитии совпадая с полом ребенка. Вместе стем, идентифицируясь с обоими родителями, ребенок усваивает черты обоих родителей, и его Супер-Эго складывается из моральных представлений как отца, так и матери.

Женская версия К. Э. – комплекс Электры. Здесь мифологическая ассоциа-


ция – убийство микенской царевной Электрой матери за то, что она убила своего мужа (отца Электры). В этом 3. Фрейд увидел влечение Электры к отцу, хотя в мифе о нем речи нет. Комплекс Электры специально и подробно в психоанализе не рассматривается, т. к. считается во всем сходным с К. Э.

Критика концепции К. Э. в основном состоит в отрицании необходимости элементов К. Э. в развитии каждого индивида и в интерпретации К. Э. как психической аномалии. Другой вариант критики – утверждение, что К. Э., как и особая значимость сексуальных переживаний, «запретного плода», и их вытесняемость в бессознательное, наполненность бессознательного исключительно сексуальной мотивацией, – феномены современных Фрейду семейных и общественных нравов, утратившие со второй трети XX в. конкретно-житейскую актуальность. Обе эти критические версии воспринимают К. Э. не как миф, а как научную идею.

Концепция К. Э. активно используется в западной культурологии (чему начало положил сам 3. Фрейд) и в искусстве (литературе, кинематографе).

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ –

теория психического развития ребенка, выдвинутая немецким психологом В. Штерном.

В К. т. делалась попытка снять односторонность двух предшествующих ей теорий психического развития – преформизма (нативизма) и сенсуалистической теории (эмпиризма). В первой из этих теорий предопределяющее значение в развитии ребенка придавалось внутренним условиям – фактору наследственности, во второй – внешним условиям, окружающей ребенка среде.

В. Штерн исходил из того, что психическое развитие ребенка определяется конвергенцией двух указанных факторов, при доминирующей роли фактора наследственности. Среда рассматривалась Штерном как фактор, ускоряющий или тормозящий реализацию наследственно предопределенных свойств и особенностей психики.

К. т. по своему существу является био-логизаторской. Психическое развитие сводится в ней к внутреннему созреванию заложенных в организме свойств: Внешней



среде придается лишь роль катализаторов, роль фактора, в известной мере определяющего темп развития, но не вносящего ничего качественно нового в психическое развитие.

Взгляды В. Штерна на психическое развитие отразились в предложенной им схеме периодизации детского развития, в основу которой положена биогенетическая концепция.

КОНВЕРГЕНЦИЯ ГЛАЗ (от лат. converge – сближаюсь, схожусь) – сведение зрительных осей обоих глаз. К. г. необходима для того, чтобы изображение рассматриваемого объекта проецировалось на соответствующие (корреспондирующие) места сетчаток в обоих глазах и видимый предмет не двоился.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: