double arrow

КЕЛЛИ ДЖОРДЖ АЛЕКСАН-

ДЕР (1905 – 1966) – американский психолог, автор оригинальной теории личности и основатель научной школы психологин личностных конструктов. Согласно теории К., человек является исследователем, строящим образ реальности на основе своей индивидуальной системы категориальных шкал – «личностных конструктов». Исходя из этого образа реальности, человек предвосхищает (конструирует) ги-


потезы о будущих событиях. Если эти гипотезы не подтверждаются, человек может перестроить свою систему личностных конструктов для повышения адекватности последующих предсказаний. К. разработал методический принцип «репертуарных решеток», воплотившийся в ряд конкретных психодиагностических методик, использующихся в настоящее время в клинической психологии, психологии обучения и др.

КИНЕСТЕЗИИ РЕЧЕВЫЕ – афферентные импульсы, идущие от речевых органов в кору мозга и являющиеся, по И. П. Павлову, базальным компонентом второй сигнальной системы; выполняют функцию одного из мозговых механизмов речи.

К. р. возникают в процессе выполнения умственных действий, сопровождаются повышением общего тонуса речевой мускулатуры (тоническая реакция) либо кратковременными вспышками речевой двигательной импульсации, возникающей в момент скрытого проговаривания слов (фа-зическая реакция). К. р. фиксируются с помощью электромиографа с губ, языка, гортани. Их количество и сила увеличиваются при выполнении трудных новых задач и уменьшаются (даже совсем исчезают) при автоматизации умственных операций. При нарушении К. р. у больных с афферентной моторной афазией (см.), при их механическом ограничении (у детей) возникают ошибки в письме, чтении, решении задач, понимании обращенной речи и т.д.

КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ (от греч. ШпеЪ – двигаюсь и aistHSsis – ощущение) – ощущения движения, положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий. К. о. неясно различаются сознанием, выступая, по определению И. М. Сеченова, в виде «темного мышечного чувства», но при специальном внимании и тренировке в правильном сокращении и расслаблении мышц кинестезическая чувствительность становится заметна и используется как сознательный контроль за движениями (их силой, скоростью, размахом, ритмом и последовательностью).

К. о. возникают в результате раздражения проприоцепторов – специальных ре-цепторных образований, расположенных



в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Наиболее изучены мышечные рецепторы – «мышечные веретена» и сухожильные рецепторы Гольджи. Установлено, что мышечные веретена регистрируют расслабления и удлинения мышц, а рецепторы сухожилий – напряжения при сокращении и растяжении мышц. Импульсы от проприоцепторов по центростремительным путям поступают через задние корешки спинного мозга в подкорковые ядра (таламус) и затем в заднюю часть центральной извилины коры, образующую корковое ядро двигательного анализатора. В то же время часть проприоцеп-торных импульсов по коллатералям передается в ретикулярную систему ствола мозга и мозжечок.

Нейрофизиологическими исследованиями установлено, что проприоцептивные импульсы – мощный активатор ретикулярной системы, а через нее и коры мозга. В этом отношении проприоцептивная чувствительность, как и болевая, превосходит зрительную и слуховую. Между тем, кора мозга посредством т. н. гамма-эфферентного механизма производит «настройку» проприоцепторов на выдачу кинестезиче-ских импульсов определенной интенсивности еще до выполнения каких-либо движений. Т. о. осуществляется весьма сложная регуляция мышечного тонуса и мышечных сокращений по принципу «обратной афферентации» (П. К. Анохин) или «замкнутого кольца» (Н. А. Бернштейн).

Кинестезическая чувствительность легко вступает в связь с другими видами чувствительности – кожной, вестибулярной, слуховой и зрительной. При этом импульсы разной модальности конвергируют с кинестезическими на уровне не только ретикулярной системы ствола мозга и тала-муса, но и коры, в моторной зоне которой обнаружены скопления полисенсорных нейронов, осуществляющих связь различных видов чувствительности. Этим определяется огромная роль кинестезической чувствительности как базы формирования межсенсорных связей (напр., зрительно-двигательных – в процессе пространственного зрения, кожно-кинестезических – при осязании, слуховых и двигательных – при чтении и письме и т. д.). На этой же основе К. о. широко используются при компенсации нарушенных функций зрения (у слепых) и слуха (у глухих), а также при восстановлении речи при афазиях.


КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ – различение ощущений в зависимости от того, механизмом какого анализатора они осуществляются; а т. к. каждый анализатор наилучшим образом приспособлен к выделению энергии определенного вида, то ощущения можно характеризовать теми раздражителями, отражением которых они являются. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, органические, двигательные (см. Ощущения).

КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ СЕНСОРНОГО РЯДА – одна из двух основных пороговых теорий, выдвинутых в классической психофизике. Возникла как альтернатива пороговой теории Г. Фехнера.

К. т. н. с. р. была подготовлена критикой взглядов Г. Фехнера в работах Г. Миллера и др., а затем развита в работах Дж. Ястрова, Ф. Урбана и др. Согласно К. т. н. с. р., сенсорный ряд строится по принципу непрерывности, а не дискретности, и, следовательно, понятие сенсорного порога не отражает реального принципа, лежащего в основе работы сенсорной системы. Сенсорный ряд есть, по выражению Ястрова, непрерывный ряд промежуточных степеней ясности, и на кривой нет какой-либо точки, отличающейся по своим свойствам от остальных, т. е. не существует порога в сколько-нибудь реальном смысле слова. В основе модели, предлагаемой К. т. н. с. р., лежат два положения: а) источником вариабельности результатов, получаемых в эксперименте, считаются внесенсорные факторы, а не флуктуации порога во времени (см. Пороговая теория Фехнера); б) зависимость ощущения от интенсивности раздражителя подчиняется нормальному закону Гаусса (см. Нейро-квантовая теория).

Считается, что в каждый момент времени на сенсорную систему воздействует множество различных случайных факторов, влияющих на ее работу либо благоприятным, либо неблагоприятным образом. Баланс этих факторов распределяется но нормальному закону. Возможность возникновения ощущения в ответ на действие какого-либо раздражителя зависит от: 1) его интенсивности и 2) имеющегося в момент действия раздражителя баланса благоприятных и неблагоприятных факто-



ров Т. о., раздражитель постоянной интенсивности может вызывать или не вызывать ощущение в зависимости от того, на какой баланс факторов он придется. Поскольку баланс этих факторов распределен по закону Гаусса, зависимость вероятности возникновения ощущения от интенсивности раздражителя описывается интегральной кривой нормального распределения, которая никогда не достигает значений вероятностей, равных нулю и единице, а лишь асимптотически приближается к ним. Т. о., вероятность появления ощущения при действии слабого раздражителя может лишь в какой-то степени приближаться к нулю по мере уменьшения интенсивности раздражителя, но не может его постигнуть.

Благодаря исходным положениям, принятым в К. т. н. с. р., предлагаемая ею модель в понятии сенсорного порога не нуждается.

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ – математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества покиателей, характеризующих ряд объектов (напр., испытуемых), сгруппировать их в классы (кластеры) т. о., чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в другие классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, которые могут выражаться как в евклидовой метрике (наиболее употребимой), так и в других метриках. Метод К. г. нашел широкое применение в психолингвистике.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. kline – постель, больничная койка) – термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину «медицинская психология» (Б. Д. Карвасарский); обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и делинк-венгных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов (см) с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами.


Исторически представления о предметах и методах К. п. претерпели существенные изменения. Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX в. (Э. Кре-пелина, Э. Кречмера, И. Брейера, 3. Фрейда, Ж. Шарко, П. Жане и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы.

Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.

Др. источником К. п. можно считать изучение индивидуальных различий Ф. Гальтоном и Дж. Кеттелом в Англии, А. Боне и Ф. Симоном во Франции, положившее начало применению тестов при исследовании психических больных. После второй мировой войны в западной К. п. происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на изучение индивидуальных личностных особенностей. Проективные методы завоевывают все большую популярность, представляя компромисс между, с одной стороны, стремлением сци-ентистски настроенных психиатров ограничить субъективность, произвольность трактовок психоанализа и, с другой стороны, растущей потребностью клинической практики в более тонком, глубоком понимании бессознательных тенденций личности, их психологического смысла, влияния на течение и прогноз болезни.

Проективные методы позволяют также перекинуть мостик между двумя видами клинической практики – диагностикой и психотерапией. С 60-х гг. благодаря «антипсихиатрическому течению» в К. п. проникают гуманистические идеи, и психотерапия (подобно другим видам психологической помощи) становится главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Изменяется и само понятие «клиника», становясь синонимом «клиники жизни», включая в себя многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных кризисов. К. п. все реже понимается как узкоприкладная к медицинской практике область; границы



ее профессиональной компетентности расширяются от постели больного к его жизни внутри больничного коллектива и вне его. Возникновение социальной психиатрии способствует еще большему распространению внебольничных форм ведения больного, в т. ч. групповой и семейной психотерапии (см.), психологического консультирования. Т. о., доминирующим становится целостный экологический подход к больному, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих более гармоничному взаимодействию его с социумом.

На наш взгляд, термином «К. п.» обозначается особый подход, метод в широком смысле слова, позволяющий изучать не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Он объединяет номотетические и идиографические знания о человеке; общепсихологические закономерности, выводимые в К. п. «методом прецедента», т. е. путем наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа т. н. случая, в результате которого складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его субъективной жизненной истории.

Среди современных тенденций развития К. п. следует отметить смену естественнонаучной, нозоцентрической парадигматики на гуманитарно- и лично-стно-центрированную. В рамках этого подхода психодиагностика (см.) и психологическая помощь направлены на выявление не столько дефицитарных, сколько сохранных аспектов личности больного, развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совладения с болезненными состояниями и критическими жизненными ситуациями. Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса.


КОГНИТИВНАЯ КАРТА – внутреннее (субъективное) представление пространственного расположения объектов. Различают карту-путь – последовательное представление маршрутов или связей между объектами и карту-обозрение–одновременное (симультанное) представление пространственного расположения объектов и связей между ними (Э. Толмен, Ф. Н. Шемякин).

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг. как альтернатива бихевиоризму. К. п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические процессы как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная К. п. состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект, искусственный интеллект. С момента возникновения К. п. ее основным методом был информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти, протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени. С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнити-висты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), психологии культурно-исторического развития (Л. С. Выготский), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия). Разработанная в рамках К. п. методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, особенно российских, ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод).

КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ (от англ, cognition – знание, dissonance – несоответствие, разногласие) – социально-психологическая



теория, разработанная американским; исследователем Л. Фестингером.

К д. т. утверждает, что индивидом, если в его сознании сталкиваются логически противоречивые знания об одном и том зке объекте или событии, переживается чувство дискомфорта и он стремится от него избавиться. Стараясь решить эту задачу, индивид реконструирует свои знания или социальные установки относительно соответствующих объектов или событий т. о. чтобы противоречие между ними было снято.

К д. т. характеризует способы устранения гротиворечий в знаниях и описывает то, как это в типичных случаях делает человек. Напр., для того чтобы достичь согласованности некоторых двух противоречащих друг другу знаний, индивид или рекомендует одно из них т. о., чтобы оно соответствовало другому, или обращается к такому третьему знанию, которое примиряет эти два между собой. Основные понятия, которыми оперирует К. д. т., следующие: равновесие, когнитивная система, когнитивный диссонанс, когнитивный консонанс, когнитивная сложность, когнитивная взаимосвязанность.

Под когнитивной системой в К. д. т. понимается взаимосвязанный комплекс отдельных знаний об объектах и людях. Когнитивные системы различаются по сложности, согласованности и взаимосвя-1анности. Когнитивный диссонанс определяется как характеристика когнитивной системы, которая относится к внутренней дисгармонии, существующей между знаниями. Говорят, что когнитивная система находится в состоянии диссонанса, если ее компоненты противоречат друг другу. Снятие противоречия приводит когнитивную систему в состояние консонанса, г. е. взаимной согласованности ее элементов. Сложность когнитивной системы описывается через количество и разнообразие включенных в нее знаний. Сложной называют систему, которая включает большое количество разнообразных знаний. К числу простых относятся системы, в которые включено мало знаний, или такие, которые незначительно отличаются друг от друга. Взаимосвязанность когни-i ивной системы характеризует ее отношения с другими системами знаний.

К. ц. т. опирается на теорию равновесия Ф. Хайдера, которая утверждает, что


несбалансированные, противоречивые когнитивные системы стремятся к изменению в сторону достижения более уравновешенного состояния. Постулаты своей теории Ф. Хайдер сформулировал на примере анализа когнитивной системы, состоящей из трех элементов, а выводы, касающиеся ее динамики, были распространены автором на анализ межличностных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: