Кажущееся движение-

иллюзорное восприятие движения, возникающее при последовательном предъявлении статических стимулов на разных пространственных позициях. (Синоним: стробоскопическое движение.) Наблюдается не только в зрительной, но и в других модальностях, напр, слуховой и тактильной.


Благодаря К. д. кинозрители получают впечатление плавно движущихся объектов при наблюдении спроецированных на экран неподвижных изображений, запечатленных на кинопленке. Одну из первых демонстраций зрительного К. д. осуществил в 1832 г. бельгийский физик Ж. Плато с помощью созданного им прибора – фе-накистископа (с греч. – обманывающий зрение), который представлял собой вращающийся диск с нарисованными по краю фигурами дровосека в разных фазах движения; фигуры наблюдались через щель и производили впечатление работающего дровосека. Г. Экснер (1875) описал К. д. при наблюдении искровых разрядов.

Детальные исследования К. д. начаты гештальтпсихологами. Можно сказать, что и сама гештальтпсихология началась с классической работы М. Вертгеймера (1912) по К. д., в которой были выделены феноменологически и психофизически разные типы К. д.: частичное, оптимальное (названное Ф. Кенкелем бета-движением) и феноменальное (фи-движение). Последнее возникает при сверхъоптимальных ин-терстимульных интервалах (80 – 200 мс), заключается в переживании «чистого» (бесформенного) движения и трактуется гештальтпсихологами как доказательство сенсорного («невыводного») характера восприятия движения. А. Корте (1915) описал т. н. дельта-движение – К. д. в на-•правлении, противоположном направлению смещения второго (и более яркого) объекта относительно первого, и эмпирически установил для восприятия оптимального К. д. 4 приблизительных уравнения, которые попарно связывают такие стимульные переменные, как пространственное смещение, время экспозиции, ин-терстимульный интервал и «интенсивность» (не только яркость, но и размеры) стимулов. Даниэль Канеман (1967) ввел еще одно правило для сохранения оптимального К. д.: правило постоянства асин-хронии включений стимулов, т. е. суммы времени экспозиции первого объекта и ин-терстимульного интервала (при изменениях этих слагаемых). Однако этому правилу не подчиняется эффект К. д., обнаруженный Б. Г. Мещеряковым (1982) при последовательном предъявлении в одной и той же апертуре двух синусоидальных решеток (одинаковой пространственной частоты) с некоторым сдвигом по фазе. Любопытной



особенностью этого эффекта, названного суммакинезом, являются крайне малые значения интерстимульного интервала (3 – 50 мс). Стимульные условия и феноменологические свойства суммакинеза хорошо предсказываются моделью зрительной временной суммации, причем в модели используется бифазическая импульсная реакция.

КАНДАУЛЕЗИЗМ – см. Мазохизм.

КАПРИЗЫ ДЕТЕЙ – особенность поведения, выражающаяся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании В дошкольном возрасте проявление К. д сопровождается обычно плачем, криком двигательным возбуждением. К. д. могут носить характер случайных, эпизодических проявлений. Такие К. д. чаще всего возникают как следствие заболевания, усталости, перевозбуждения, перегрузки впечатлениями.

Нередко К. д. превращаются в привычную форму их поведения, при помощи которой ребенок добивается осуществления cbofx желаний (см.). Этому превращению способствуют возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста – слабость неокрепшей нервной системы, большая эмоциональная возбу-димэсть. Основная причина возникновения К. д. – неправильная организация взаимоотнршений ребенка со взрослыми. Чаще всего – это привычная реакция избалованного ребенка, прихоти которого бесгрекословно выполняются. К. д. могут возникнуть как реакция на разнобой в предъявляемых к ребенку требованиях, на чрезмерные требования со стороны взрослых Иногда в основе К. д. лежат острые и глубокие переживания (см. Аффективные demJ), связанные с неудовлетворением потребностей ребенка в любви к нему, внимании, уважении, самостоятельности. Нередко К. д. возникают как своеобразный протест и реакция ребенка на эмоциональную травму (напр., отъезд родителей в длительную командировку, появление отчима, или мачехи, младших братьев или сестер и т. п.).

Основной путь предупреждения К. д. – правильная организация жизни и деятельности ребенка, создание нормальных взаимоотношений в семье, спокойная требовательность и одновременно внима-


ние к интересам и потребностям ребенка, включение его в детский коллектив. Важное значение в предупреждении К. д. имеют меры, направленные на укрепление нервной системы ребенка, – соблюдение режима сна, питания, устранение переизбытка впечатлений и т. д.

Для преодоления К. д. не следует прибегать к угрозам, грубому насилию. Попытка «сломить силой» каприз ребенка, как правило, приводит к еще большему перевозбуждению или углублению аффекта. Очень опасно, как показывают психологические исследования, наказывать ребенка лишением любви. Но вредны и упрашивания, постоянные уступки, которые способствуют закреплению К. д. В качестве приема преодоления К. д. может служить отвлечение ребенка от объекта недозволенных желаний и переключение его внимания на другой объект, спокойное игнорирование К. д. (если они не наносят ущерба здоровью ребенка и не вредят окружающим); в некоторых случаях полезен метод естественных последствий, когда взрослые позволяют ребенку испытать результаты своих действий, совершаемых в состоянии каприза.

КАТАРСИС (от греч. catharsis – очищение) – термин, используемый в эстетике, в психологии искусства.

Первоначально был связан с обозначением характера воздействия на человека античной трагедии. Психологический смысл понятия «К.» заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием на него произведения искусства и способном привести к тому, что он освобождается от незначительных переживаний и мыслей и испытывает состояние внутреннего очищения.

КАТАТОНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ – см. Синдромы психопатологические.

КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – свойственная высшим формам восприятия расчлененность сти-мульного пространства на диффузные подмножества. Примером может служить речевой слух, основанный, в частности, на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонематическим категориям (см. Фонема). Характерно, что различение звуков внут-



ри одной фонемы затруднено по сравнению с различением звуков, принадлежащих к разным фонемам, даже если элементарные акустические различия в первом случае больше, чем во втором. Границы между перцептивными категориями нечетки и, главное, весьма лабильны, что связано с изменчивостью перцептивных задач, встающих перед субъектом. Так, Bocnpi№ тие одних и тех же звуков может иметь или не иметь свойственного речевому слуху категориального характера в зависимости от того, относится слушатель к ним как к звукам речи или нет (см. Перцептивные действия).

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ – объекты, незначительно отличающиеся по своим физическим признакам и относящиеся к разным категориям (классам), кажутся наблюдателю более разными, чем объекты с существенными физическими различиями, но относящиеся к одной и той же категории.

КАУЗАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ * АНАЛИЗ – важнейший компонент разработанного Л. С. Выготским экспериментально-тренировочного метода. К.-д. а. имеет своей целью выделение «единицы», трактуемой Л. С. Выготским как продукт анализа, который, в отличие от элементов, обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и который является далее неразложимой живой частью этого единства. К.-д. а. противопоставлялся анализу, разлагающему целое на составные элементы и тем самым исключающему изучение сложного целого во всем его своеобразии, сводя его к процессам более элементарного порядка. Характеризуя К.-д. а., Л. С. Выготский указывал на три определяющих момента, которые составляют его основу: анализ процесса, а не вещи; анализ, вскрывающий реальную каузально-динамическую связь, а не внешние признаки процесса; анализ генетический, восстанавливающий особенности процессов развития.

К.-д. а. носит экспериментальный характер и направлен на выявление сущности изучаемых психологических образований. Так, анализ рудиментарных функций позволил Л. С. Выготскому выделить проблему создания и употребления знаков как средства овладения собственным поведением в качестве того определяющего цело*


го, которое отличает высшее поведение от элементарного. На основании К.-д. а. мышления и речи Л. С. Выготский выделил в качестве единицы речевого мышления значение слова и переходит к изучению становления и развития словесного значения, его высших форм.

КВАНТ ПРЕДМЕТНОГО ДЕЙСТВИЯ – часть действия, имеющая структуру целостного действия, но отличающаяся своей динамикой. Напр., динамический паттерн медленного равномерного движения, которое выглядит как плавное и непрерывное и таким же представляется исполняющему его субъекту, состоит из ряда волн увеличения и падения скорости, следующих друг за другом от начала до окончания всего двигательного акта. Последний представляет собой результат усреднения ряда таких волн (квантов), а его динамика также имеет форму волны, но с другими (меньшими) значениями скоростей разгона, стабилизации и торможения. Квантовая природа характерна не только для скоростных параметров движения, но и для его чувствительности к изменениям ситуации и состояний двигательного аппарата. В отличие от единицы анализа психики, являющейся только качественной категорией и определяющейся во многом в зависимости от субъективного контекста аналитической процедуры (хотя она и опирается на объективные данные), К. п. д. имеет как'качественные, так и количественные свойства, присущие действию субъекта и скорее обнаруживаемые, чем конструируемые, в результате анализа. Качественные свойства кванта определяются содержанием того ^ара-метра (или элемента) действия, к которому он относится: при чтении квантом может быть фиксационная пауза или даже отдельный дрейф глаза во время фиксации; при выполнении движения – скоростная волна и т. п. (квантовая природа других предметных действий пока не исследована). Количественными мерами кванта являются время (длительность), амплитуда (для действий, имеющих внешнее выражение в моторике) и производные показатели (скорость, ускорение и т. п.). Длительность кванта существенно зависит от содержания действия, характера и степени его освоения субъектом, способов реализации. Т. о., в кванте отражается вся струк-



тура и динамика действия как целостной единицы. Для исследования К. п. д. применяются методы прерывания обратной связи, измерения психологической рефрактер-ности (Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко), фиксационного оптокинетического нистагма (Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов).

КЁЛЕР ВОЛЬФГАНГ (18»7 -1967) – немецкий психолог, один из создателей гешталыппсихологии. В середине 10-х гг., работая на экспериментальной станции на о. Тенерифе (Канарские о-ва), исследовал мышление у человекообразных обезьян и сделал вывод о^есостоя-тельности понимания мышления животных в бихевиоризме как решения задач путем слепых проб и ошибок и о наличии у человекообразных обезьян (в отдельных случаях и у животных на более ранней филогенетической ступени) интеллектуального (продуктивного) поведения. Проанализировав условия решения обезьянами продуктивных задач, он заключил, что в основе такого решения должно лежать образование «хорошего гештальта» в зрительном поле животного (см. Инсайт).

Впоследствии, занимаясь общепсихо-логическими вопросами гештальтпсихо-логии, пришел к выводу о наличии целостных структур (гештальтов) не только в сознании, но и в физиологии и физическом мире и на этом основании при решении психофизической проблемы разделял концепцию т. н. антилокализационизма. Идеи К. о наличии принципиальной общности строения целостных структур в различных сферах реальности сыграли определенную роль в становлении системного подхода в психологии. Впоследствии, эмигрировав в 1935 г. в США, К. продолжил исследовании по проблеме электрофизиологических основ образования гештальтов в сознании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: